Цели урока: характеристика начального этапа правления Петра I, установление целей и задач его политики; определение взаимосвязи преобразований Петра с политикой предшествовавших ему правителей; выявление необычности преобразований, осуществляемых им в этот период царствования.
Цели уроков: характеристика международной обстановки накануне Северной войны; изучение хода Северной войны; определение взаимосвязи Северной войны и преобразований, проводимых Петром I.
Цели уроков: определение причин проведения реформ, их направленности и методов проведения; сравнительная характеристика системы государственного управления при Петре I и существовавшей ранее.
Цели урока: определение причин победы России в Северной войне; характеристика итогов Северной войны; знакомство учащихся с итогами дискуссии о личности Петра Великого, его влиянии на судьбу России.
Цели уроков: характеристика эпохи дворцовых переворотов; определение причин и следствий этих переворотов; сравнительный анализ политики Петра I и политиков эпохи дворцовых переворотов.
Основные даты и события
1725—1727 гг. — царствование Екатерины I.
1726 г. — учреждение Верховного тайного совета.
Цели уроков: характеристика внутренней политики Екатерины II; определение сущности политики «просвещенного абсолютизма».
Основные даты и события
1762—1796 гг. — правление Екатерины II.
1763 г. — реформа Сената.
Цели уроков: характеристика целей, направлений и результатов внешней политики России в годы правления Екатерины II; знакомство с жизнью и деятельностью великих полководцев и флотоводцев России изучаемого периода.
Основные даты и события
1768—1774 гг. — русско-турецкая война.
1770 г. — разгром турецкого флота в Чесменской бухте.
Цели урока: характеристика сущности синодального периода в истории Русской православной церкви; анализ роли выдающихся церковных деятелей XVIII в.
Основные даты и события
1700 г. — местоблюстителем и администратором патриаршего престола стал Стефан Яворский, митрополит рязанский.
Цели урока: анализ развития крепостного права в XVIII в.; характеристика изменений в хозяйстве России XVIII в., повлекших разложение крепостничества и развитие капитализма.
Цели уроков: анализ общих причин восстаний XVIII в., сходных причин их поражений; сравнительная характеристика восстаний XVIII в. и народных выступлений XVII в.
Цели уроков: характеристика основных тенденций развития русской культуры XVIII в.; знакомство учащихся с лучшими достижениями русской культуры XVIII в.; сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Россия в конце XVII—XVIII в.».
Первый вариант урока. Урок проводится в виде устного или письменного опроса учащихся по вопросам и заданиям к главе VI.
Второй вариант урока. Урок-дискуссия.
Цели урока: характеристика территории и населения России в начале XIX в.; анализ факторов, замедлявших экономическое развитие страны и способствовавших положительным изменениям в экономике; характеристика сословного строя России.
Цели урока: характеристика личности Павла I и его политики; сравнительная характеристика личности Александра I и Павла I; анализ проекта государственного устройства, предложенного М. М. Сперанским.
Цели уроков: анализ причин Отечественной войны 1812 г.; характеристика планов сторон в начале войны; оценка значения Бородинского сражения, анализ причин победы России в войне; оценка решений Венского конгресса.
Цели уроков: анализ причинно-следственных связей между событиями 1812 г. и постановкой вопросов об отмене крепостного права и принятии конституции; сравнительный анализ проектов реформ М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева — П. А. Вяземского, Конституции Н. М. Муравьева и Русской Правды П. И. Пестеля; оценка движения декабристов в исторической литературе.
Цели урока: анализ сущности и причин различных взглядов в обществе на декабристов; сравнительная характеристика личности и взглядов Николая I и Александра I; характеристика теории «официальной народности», ее истоков и роли в период правления Николая I.
Цели урока: анализ проектов перемен в России при Николае I и их значения для укрепления империи; характеристика значения Кавказской войны как средства для укрепления государства в изучаемый период.
Цели урока: характеристика основных направлений общественных движений в период правления Николая I; анализ факторов, определивших общественные движения изучаемого периода; сравнительная характеристика взглядов сторонников идей западников, славянофилов и теории «официальной народности».
Цели урока: анализ причин, хода и основных событий Крымской войны; оценка действий защитников Севастополя; выявление причин поражения России в войне.
Основные даты и события
1826—1828 гг. — русско-иранская война.
1828—1829 гг. — русско-турецкая война.
Цели урока: анализ причин культурного подъема начала XIX в.; характеристика роли и значения образования в ходе реформ; выявление основных достижений русской науки в изучаемый период.
Основные даты и события
1803 г. — положение об устройстве учебных заведений.
1804 г. — университетский устав.
Цели уроков: характеристика сущности понятия «золотой век» русской культуры; анализ взаимосвязи достижений русской культуры первой половины XIX в. с историческими событиями того времени.
Термины и понятия уроков
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII — первой половины XIX в.
Цели урока: характеристика места православной религии и церкви в жизни России первой половины XIX в., внутренних противоречий церкви и государства в изучаемый период; сравнительный анализ церковной политики Александра I и Николая I.
Цели уроков: обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Россия в первой половине XIX в.».
Первый вариант урока. Письменная контрольная работа учащихся.
Цели урока: анализ причин отмены крепостного права в России; определение закономерности падения крепостного права и инициирования преобразований сверху; знакомство учащихся с различными точками зрения по вопросу об освобождении крестьян.
Цели урока: характеристика этапов разработки крестьянской реформы; анализ деятельности Редакционных комиссий; выявление сути и причин противоречий в высших слоях общества, появившихся в ходе подготовки отмены крепостного права.
Цели урока: анализ «Положений» 19 февраля 1861 г.; выявление соответствия содержания «Положений» условиям развития капитализма.
Термины и понятия урока
Временнообязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне, в 1861—1883 гг. не переведенные на выкуп после крестьянской реформы 1861 г. Несли повинности (издольщина, оброк) за пользование землей.
Цели уроков: раскрытие целей, основного содержания и результатов реформ 60—70-х гг. XIX в.; анализ реформ с целью подтверждения тезиса о закономерности становления и развития капитализма в России.
Цели урока: характеристика внешнеполитических задач России во второй половине XIX в.; анализ основных событий внешней политики России во второй половине XIX в. и их влияния на международное положение страны; определение мотивов усиления российской экспансии в Средней Азии.
Цели урока: определение причин и характера русско-турецкой войны 1877—1878 гг.; анализ военных действий сторон в ходе войны; характеристика итогов русско-турецкой войны.
Цели урока: выявление особенностей развития промышленности в пореформенной России; сопоставление процессов развития российской промышленности с аналогичными процессами в странах Западной Европы и США; определение последствий промышленного переворота.
Цели урока: анализ процесса переориентации помещичьего хозяйства на рыночные отношения; определение изменений, произошедших в положении и социальном составе крестьян в пореформенной России.
Термины и понятия урока
Аренда — срочное и возмездное пользование имуществом.
Артель — различные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности.
Цели уроков: характеристика общественных движений 60—70-х гг. XIX в.; анализ сущности экстремизма в российском обществе изучаемого периода.
Основные даты и события
1863—1864 гг. — восстание в Польше.
Весна — лето 1874 г. — «хождение в народ».
1876 г. — создание «Земли и воли».
Цели уроков: проведение сравнительного анализа данных о населении России начала XIX в. и данных переписи 1897 г.; характеристика внутренней и внешней политики Александра III.
Основные даты и события
1881—1894 гг. — правление Александра III.
1881 г. — принятие закона о чрезвычайном положении.
1881 г. — подписан договор о нейтралитете между Россией, Германией и Австро-Венгрией.
Цели урока: характеристика истоков, характера и последствий промышленного подъема 90-х гг. XIX в. в России; выявление роли государства в развитии промышленности; анализ экономической политики С. Ю. Витте; установление причин активизации рабочего движения в конце 80-х — начале 90-х гг. XIX в.
Цели урока: характеристика личности Николая II; определение изменений в народничестве конца XIX в.; анализ сущности марксизма и причин его распространения в России.
Основные даты и события
1894—1917 гг. — правление Николая II .
1883 г. — основание группы «Освобождение труда».
1895 г. — создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Цели уроков: выявление новых тенденций развития русской культуры, анализ влияния эпохи великих реформ на развитие культуры; определение вклада русской культуры второй половины XIX в. в мировую художественную культуру.
Основные даты и события
1869 г. — открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов.
Цели урока: формирование представления о развитии Русской православной церкви во второй половине XIX в.; характеристика отношения православной церкви к реформам 60—70-х гг. XIX в.; анализ взглядов К. П. Победоносцева и его влияния на развитие государства.
Персоналии: Амвросий Оптинский, К. П. Победоносцев.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний в соответствии с целями изучения темы «Россия во второй половине XIX в.».
Первый вариант урока. Урок можно организовать в форме письменных ответов учащихся на вопросы и задания для итогового обобщения по главе VIII.
Цели уроков: обобщение и систематизация знаний в соответствии с целями изучения курса «История России».
Первый вариант урока. Уроки можно организовать в виде письменных ответов учащихся на итоговые вопросы и задания учебника по курсу истории России с древнейших времен до конца XIX в.