Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Уроки 101—102. Повторение и обобщение по курсу «История России» 10 класса

Цели уроков: обобщение и систематизация знаний в соответствии с целями изучения курса «История России».

Первый вариант урока. Уроки можно организовать в виде письменных ответов учащихся на итоговые вопросы и задания учебника по курсу истории России с древнейших времен до конца XIX в.

Второй вариант урока. Обобщение и систематизация знаний учащихся могут быть проведены в форме тестового контроля. Представленные задания являются примерными. Ориентируясь на типы заданий, учитель может составить развернутый вариант теста самостоятельно. Первый блок заданий ориентирован на выявление знаний фактического материала, понятий и исторических персоналий. Во втором блоке содержатся задания с открытым кратким ответом, предполагающие владение умением опознавать факты, процессы, явления, давать их элементарную классификацию. Третий блок ориентирован на задания с открытым развернутым ответом, работу с историческим источником.

      I. 1. По какому принципу образованы ряды:
      а) 1497 г., 1581 г., 1597 г., 1649 г.;
      б) 1606—1607 гг., 1648 г., 1662 г., 1670—1671 гг.;
      в) 907 г., 911 г., 941 г., 944 г.?
      2.  Укажите, какое событие произошло позднее других:
      а) принятие Судебника 1550 г.;
      б) принятие Иваном Грозным титула царя;
      в) введение опричнины;
      г) губная реформа.
      3. Рекрутская повинность в XVIII в. означала:
      а) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика;
      б) способ комплектования русской армии;
      в) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам;
      г) способ формирования рынка рабочей силы.
      4. Укажите верную хронологическую последовательность правления:
      а) Петр II, Анна Ивановна, Екатерина I, Елизавета Петровна;
      б) Елизавета Петровна, Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна;
      в) Екатерина I, Анна Ивановна, Елизавета Петровна, Петр II;
      г) Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна, Елизавета Петровна.
      5. Кому принадлежат слова: «Едва посмеешь сказать, что они [крепостные] такие же люди, как мы; и даже, когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями»:
      а) Екатерине I;
      б) Елизавете Петровне;
      в) Анне Ивановне;
      г) Екатерине II?
      6. Верны ли следующие суждения?
      А. В 1825 г. произошло первое революционное выступление против самодержавия и крепостничества.
      Б. Сельское хозяйство в России XVIII в. развивалось на основе применения усовершенствованных орудий труда и агротехники.
      1) Верно только А;
      2) верно только Б;
      3) оба суждения верны;
      4) оба суждения неверны.
      7.  Первой попыткой ограничения самодержавия были:
      а) реформы Избранной рады;
      б) «Кондиции», выдвинутые Анне Ивановне;
      в) решения «Уложенной комиссии»;
      г) реформы центрального управления Петра I.
      8. Путь «из варяг в греки» не проходил по реке:
      а) Нева;
      б) Волхов;
      в) Днепр;
      г) Дон.
      9. Главными направлениями внешней политики России во второй половине XIX в. не являлись:
      а) укрепление своих позиций на Кавказе и в Закавказье в ходе борьбы с Турцией;
      б) расширение владений в Средней Азии и установление там разграничений с Англией;
      в) укрепление военного союза с Францией против возможной агрессии Германии;
      г) война со Швецией за влияние на Балтике и выход в Северное море.
      10.  «Большой сохой» в XVI в. называли:
      а) единицу измерения незасеянных площадей;
      б) царские владения;
      в) разновидность сельскохозяйственного инвентаря;
      г) единицу налогообложения.
      II. 1. Расположите в хронологической последовательности события:
      а) крещение Руси;
      б) составление первого письменного свода законов на Руси;
      в) княжение Святослава;
      г) княжение Владимира Мономаха.
      Запишите получившееся сочетание букв:______________________
      2. Соотнесите дату и событие.

Событие

Дата

1) Ледовое побоище
2) Стояние на реке Угре
3) Разорение Рязани Батыем
4) Битва на реке Калке

A) 1480 г.
Б) 1237 г.
B) 1242 г.
Г) 1223 г.

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

      3. Соотнесите область культуры и имя деятеля культуры.

Область культуры

Деятель культуры

1) Архитектура
2) Скульптура
3) Театр
4) Музыка
5) Живопись

A) В. И. Баженов
Б) В. В. Растрелли
B) Ф. Г. Волков
Г) Д. С. Бортнянский
Д) Ф. С. Рокотов
Е) В. Л. Боровиковский
Ж) Ф. И. Шубин

Ответ:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

      4. Соотнесите название произведения и имя его автора.

Автор

Название произведения

1) Петр I
2) Сильвестр
3) Афанасий Никитин
4) Илларион

A) «Слово о законе и благодати»
Б) «Хождение за три моря»
B) «Юности честное зерцало»
Г) «Домострой»

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

      5. Заполните пропуск в тексте.
      Политический и военный деятель, публицист ____________ происходил из княжеского рода, входил в названную им «Избранной радой» группу единомышленников и помощников Ивана IV Грозного. Принимал деятельное участие во взятии Казани в 1552 г. Для своего времени был весьма просвещенным человеком, изучал грамматику, астрономию, риторику, историю и философию.
      6. Запишите название произведения, отрывок из которого представлен ниже. Укажите, о каком событии идет речь.
      «Изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе у них правды, и въста род на род... и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищем сами собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за море...»
      Ответ: ______________________________
      III. 1. Перечислите основные этапы и ключевые события становления и развития Древнерусского государства.
      2. В чем, по-вашему, заключается историческое значение побед, одержанных под руководством Александра Невского?
      3. Охарактеризуйте исторические условия развития и основные достижения культуры России в XIV—XVI вв.
      4. Укажите характерные черты демократизации культуры в России второй половины XIX в.
      5. На основании представленных извлечений из работ историков изложите их отношение к преобразованиям Петра I. Почему ученые придерживаются столь противоположных точек зрения?
      а) «Петр делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя отдельным планом, и все, что он делал, он как будто считал своим очередным делом, а не реформой...» (В. О. Ключевский)
      б) «...Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра Великого сходились в одном: его считали силой... все признавали, что Петр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождем своего народа, «властителем дум» для одних, губителем душ для других. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употреблявшим власть или же слепо шедшим по случайному пути...» (С. Ф. Платонов)
      в) «...Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукою палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Все... было предано осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык — все было искажено, изуродовано, изувечено...» (И. С. Аксаков)

 

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru