Цель урока: обобщение и систематизация знаний в соответствии с целями изучения темы «Россия во второй половине XIX в.».
Первый вариант урока. Урок можно организовать в форме письменных ответов учащихся на вопросы и задания для итогового обобщения по главе VIII.
Второй вариант урока. Обобщение и систематизация знании учащихся могут быть проведены в форме тестового контроля.
1. На основе представленных сведений сделайте выводы о результатах промышленного переворота в России во второй половине XIX в.
1. «Постепенный переход к работе всецело на русском сырье и уничтожение значения переделочных заводов отмечается и вообще в фабрично-заводском деле, далеко шагнувшем вперед после выставки 1882 г.» (В. И. Ленин. Развитие капитализма в России).
2. «Сеть эта будет простираться от Петербурга до Варшавы и прусской границы, от Москвы до Нижнего Новгорода... и таким образом непрерывным через двадцать шесть губерний железным путем соединит взаимно: три столицы, главные судоходные реки наши... и два порта на Черном и Балтийском морях...» (Из Указа об учреждении Главного общества российских железных дорог, 1857 г.).
3. «На Урале число паровых сил увеличилось только раза в 2,5, а на Юге вшестеро; число рабочих на Урале в 12/3 раза, а на Юге почти вчетверо» (В. И. Ленин. Развитие капитализма в России).
4. Удельный вес иностранного капитала в 1880 г. составлял 17,5% всего акционерного капитала, в 1890 г. — 26%.
2. На графике отражен процесс роста городского населения России во второй половине XIX в. Заполните представленную ниже таблицу, используя график.
Рост городского населения в России во второй половине XIX в.
Условные обозначения: 1 — 1863 г., 2 — 1885 г., 3 — 1897 г.
Рост городского населения |
1885 г. |
1897 г. |
В млн чел. |
|
|
Увеличилось в кол-во раз |
|
2 |
В процентах |
65 |
|
3. Определите, о ком или о чем идет речь:
а) граф, русский государственный деятель, в 1861—1868 гг. был министром внутренних дел, руководил земской реформой;
б) земельный участок, предоставляемый крестьянину в пользование, с 1861 г. — крестьянская собственность;
в) турецкая крепость в Закавказье, взятая русскими войсками в апреле — мае 1877 г.;
г) русский живописец, передвижник, автор картин «Рожь», «Утро в сосновом бору».
4. Одной из организаций народнического движения во второй половине XIX в. был:
а) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»;
б) кружок петрашевцев;
в) «Черный передел»;
г) «Южнорусский союз рабочих».
5. Какие события внешней политики России относятся ко второй половине XIX в.:
а) Бухарестский мир;
б) создание «Союза трех императоров»;
в) подписание Туркманчайского мирного договора;
г) Берлинский конгресс;
д) продажа Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам Америки?
6. Во второй половине XIX в. либералы выдвигали следующие требования:
а) введение в России демократических свобод;
б) созыв Учредительного собрания для утверждения конституции;
в) федеральное устройство России;
г) расширение прав земств;
д) введение всеобщего начального образования;
е) отмена телесных наказаний.
7. Определите последовательность событий:
а) раскол народнической организации «Земля и воля»;
б) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»;
в) трагедия на Ходынском поле;
г) смерть Александра III;
д) забастовка рабочих на Никольской мануфактуре Т. Морозова.
Запишите получившееся сочетание букв: ______________________
8. Соотнесите имя ученого и науку, которой он занимался.
Имя ученого |
Наука |
1) Д. И. Менделеев |
A) Математика |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
|
|
|