Цели уроков: выявление новых тенденций развития русской культуры, анализ влияния эпохи великих реформ на развитие культуры; определение вклада русской культуры второй половины XIX в. в мировую художественную культуру.
Основные даты и события
1869 г. — открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов.
1882 г. — принятие новых цензурных правил.
1884 г. — принятие нового университетского устава.
1887 г. — циркуляр министра внутренних дел о «кухаркиных детях».
Термины и понятия уроков
Модерн (франц. moderne — новейший, современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Первый вариант урока. Урок-конференция.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентации, подготовленные учащимися.
План изучения нового материала: 1. Вводное слово учителя. 2. Выступления учащихся в ходе конференции. 3. Подведение итогов конференции.
Конференцию можно провести по теме «Вклад культуры России второй половины XIX в. в мировую и отечественную культуру». Учащиеся выступают на ней с заранее подготовленными докладами.
Темы докладов
1. Мастерство русских актеров второй половины XIX в.
2. Русское музыкальное искусство второй половины XIX в.
3. Репертуар русских театров 60—90-х гг. XIX в.
4. Печать и книгоиздание в пореформенный период.
5. Русская журналистика второй половины XIX в.
6. Товарищество передвижных художественных выставок.
7. Исторические сюжеты в русской живописи второй половины XIX в.
8. История России в скульптуре второй половины XIX в.
9. Русская архитектура периода эклектики.
10. Русские путешественники второй половины XIX в.
11. Развитие русской исторической науки в пореформенный период.
12. Открытия русских ученых в области естественных наук второй половины XIX в.
13. Открытия русских ученых в области точных наук второй половины XIX в.
14. Развитие системы образования в пореформенный период.
1. В своем вводном слове учитель отмечает, что русская культура развивалась во второй половине XIX в. под несомненным влиянием тех перемен, которые происходили в обществе. Отмена крепостного права, Великие реформы, бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», газетные отчеты о судебных процессах получали художественное осмысление в искусстве и культуре. Пореформенное общество предъявляло новые требования к образованию. Резко выросло количество обучающихся, открылись новые университеты (в Одессе, Томске) и высшие учебные заведения. В рассматриваемый период точные и естественные науки становились науками современными, подразделяясь на фундаментальные и прикладные. Последние выходили на уровень, позволявший решать крупные народно-хозяйственные проблемы, создавали базу техники и технологии XX в.
В 60-е гг. XIX в. началось оживление общественно-научной мысли, расширение преподавания некоторых общественных дисциплин, развитие различных научных направлений, школ, течений.
Вторая половина XIX в. явилась эпохой расцвета русской литературы. Проникновенное отражение действительности, страстная дума о судьбах Родины, внимание к человеку — характерные ее черты. Вместе с критикой русская литература утверждала высокие нравственные идеалы, поэтому стала достоянием человечества.
В музыкальном творчестве утверждался народно-национальный характер культуры. Вместе с литературой и музыкой развивалась сценическая деятельность. В изобразительном искусстве ведущая роль принадлежала художникам-передвижникам.
Во второй половине XIX в. происходили значительные изменения в быту. Развивалось городское коммунальное хозяйство. Появилось газовое освещение улиц, конка как средство передвижения.
2. Учащиеся представляют свои доклады, которые должны быть проиллюстрированы с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Кроме того, необходимо напомнить школьникам, что выступление на конференции предполагает анализ различных точек зрения ученых-историков по выбранной проблеме.
3. По ходу выступлений формулируются основные тезисы конференции. Они могут быть подготовлены выступающими заранее и продемонстрированы классу на экране или оформлены в напечатанном виде и розданы учащимся по завершении конференции.
Второй вариант урока. Урок-семинар.
План семинара: 1. Влияние эпохи Великих реформ на развитие культуры России. 2. Дискуссия о сущности и причинах сочетания высокого уровня российской науки и низкого образовательного уровня населения страны. 3. Новые задачи и новые подходы в архитектуре России второй половины XIX в. 4. Феномен движения передвижников. 5. Превращение театра в центр культурной жизни провинции. 6. Создание русской национальной музыки.
Источники
Хрестоматия по истории СССР. 1861—1917. — М., 1991.
Хрестоматия по истории России /под ред. А. С. Орлова [и др.]. — М., 2004.
Литература
Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX в. / А. Н. Бенуа. — М., 1999.
Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX в.: социально-историческая судьба / А. Е. Иванов. — М., 1999.
Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. / под ред. Н. М. Волынкина. — М., 1976.
Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных выставок: исторические очерки / Ф. С. Рогинская. — М., 1989.
Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века: курс лекций / Д. В. Сарабьянов. — М., 1989.
Соболева Е. В. Организация науки в пореформенной России / Е. В. Соболева. — Л., 1983.
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века: исследования. Очерки / Г. Ю. Стернин. — М., 1984.
Цетлин Л. С. Из истории научной мысли в России (Наука и ученые в Московском университете во второй половине XIX в.) / Л. С. Цетлин. — М., 1958.
Шульгин В. С. Культура России IX—XX вв. / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, М. Р. Зезина. — М., 1998. — Разд. 3.
Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы. 60-е годы XIX века / Р. Г. Эймонтова. — М., 1993.
Домашнее задание для обоих вариантов урока может быть следующим: подготовить развернутый план ответа на вопрос «Тенденции развития культуры России во второй половине XIX в.».