Цели уроков: проведение сравнительного анализа данных о населении России начала XIX в. и данных переписи 1897 г.; характеристика внутренней и внешней политики Александра III.
Основные даты и события
1881—1894 гг. — правление Александра III.
1881 г. — принятие закона о чрезвычайном положении.
1881 г. — подписан договор о нейтралитете между Россией, Германией и Австро-Венгрией.
1882 г. — принятие новых цензурных правил.
1889 г. — принятие Положения о земских участковых начальниках.
1892 г. — принятие нового Городового положения.
1892 г. — военная конвенция между Россией и Францией.
Термины и понятия уроков
Контрреформы — принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 80-х гг. XIX в., пересмотр реформ 1860-х гг.: восстановление предварительной цензуры, введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов, введение института земских начальников, установление бюрократической опеки над земским и городским самоуправлением.
Циркуляр — ведомственный правовой акт, содержащий определенные предписания подчиненным органам.
Оборудование уроков: доступ в Интернет; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
План изучения нового материала: 1. Первая всеобщая перепись населения. 2. Александр III. Контрреформы. 3. Внешняя политика России в конце XIX в.
1. Во вводном слове учитель формулирует учащимся основные задачи уроков. Изменения в социальной структуре и численности населения страны целесообразно рассмотреть на основе сравнения данных переписи 1897 г. и данных начала XIX в. о населении страны. Учащиеся могут воспользоваться при выполнении этого задания материалами учебника.
2. Школьники получают задание: составить историческую характеристику Александра III.
Характеристику внутренней политики Александра III можно начать с анализа текста Манифеста императора 1881 г.
О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою его императорскому величеству и государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России
(Извлечение)
Объявляем всем верным Нашим подданным:
Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.
Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.
Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.
Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ее и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее.
Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем.
Вопросы к документу: 1. Какие цели ставит перед собой Александр III? 2. Какую политику он считает наиболее приемлемой: сохранение основ самодержавия или продолжение либеральных преобразований?
Анализируя соответствующие постановления Александра III, учащиеся могут дать сравнительный анализ изменений, происходивших в России в годы его царствования, и сравнить их с соответствующими преобразованиями Александра II. Результаты работы желательно оформить в виде таблицы.
Основные мероприятия царствования Александра II и Александра III
Позиции для сравнения |
Александр II |
Александр III |
Мероприятия в городском и местном управлении |
1864 г. — Положение о земствах. |
1889 г. — Положение о земских участковых начальниках. |
Мероприятия в судебной системе |
1864 г. — Судебные уставы (бессословность, независимость суда, состязательность и гласность судебного процесса, введение института судебных следователей) |
1889 г. — упразднены мировые судьи (за исключением столиц и нескольких крупных городов) |
Мероприятия в армии и на флоте |
1874 г. — новый воинский устав, основным нововведением которого было учреждение всеобщей воинской повинности |
1888 г. — увеличение сроков службы для тех, кто окончил средние и высшие учебные заведения; изменен призывной возраст (21 год) |
Мероприятия в финансовой системе |
1860 г. — учреждение Государственного банка. |
1882 г. — создание Крестьянского банка. |
Учителю следует обратить внимание учащихся на то, что в мероприятиях Александра III проявился обновленный вариант идеи «официальной народности» — «Православие, самодержавие и дух смирения». Ее идеологами были М. Н. Катков, князь В. Мещерский, Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев. Они проповедовали смирение духа народа перед самодержавием и церковью, отрицали реформы и либеральные уступки.
3. Обсуждение вопроса о внешней политике Александра III можно начать с сообщений или докладов учащихся по темам: «Формирование «блоковой» системы международных отношений в конце XIX в.», «Приоритеты российской внешней политики в конце XIX в.».
Подводя итоги уроков, учитель предлагает учащимся сделать вывод об итогах внутренней и внешней политики Александра III. Они могут отметить, что его политика была направлена в первую очередь на сохранение незыблемых основ самодержавия и статуса ведущей мировой державы.
Домашнее задание: § 78, ответить на вопросы после параграфа.