Цели уроков: характеристика общественных движений 60—70-х гг. XIX в.; анализ сущности экстремизма в российском обществе изучаемого периода.
Основные даты и события
1863—1864 гг. — восстание в Польше.
Весна — лето 1874 г. — «хождение в народ».
1876 г. — создание «Земли и воли».
1879 г. — раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел».
1 марта 1881 г. — убийство Александра II народовольцами.
Термины и понятия уроков
Либерализм — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII—XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки либерализма — в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.
Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX — начале XX в. Представляла собой разновидность утопического социализма, была господствующей в российском революционном движении 60-х — начала 80-х гг. XIX в. Либеральное направление в народничестве стало преобладающим в 80—90-е гг. XIX в.
Прокламации (от лат. proclamatio — провозглашение) — воззвания, обращения в форме листовки.
Разночинцы — люди разного чина и звания в России конца XVIII—XIX в. Межсословная категория населения, выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. п.), юридически не оформленная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом.
Оборудование уроков: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
Персоналии: М. А. Бакунин, П. Г. Заичневский, В. И. Засулич, П. А. Кропоткин, П. Л. Лавров, М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Г. В. Плеханов, К. П. Победоносцев, Н. А. Серно-Соловьевич, П. Н. Ткачев, Д. А. Толстой, Н. В. Чайковский.
Первый вариант урока.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, доклады и презентации к ним, подготовленные учащимися.
Урок, посвященный теме общественного движения в России в изучаемый период, целесообразно провести в форме конференции. Учащиеся выступают на ней с заранее подготовленными докладами.
Темы докладов
1. Революционеры-«шестидесятники».
2. Идейные течения в народничестве.
3. Революционное народничество.
4. «Хождение в народ»: достижения и просчеты.
5. Российский либерализм второй половины XIX в.
6. М. А. Бакунин — идеолог русского анархизма.
7. Проект М. Т. Лорис-Меликова: конституция или реорганизация аппарата управления?
8. Александр II: судьба реформатора.
Необходимо напомнить учащимся, что выступление на конференции предполагает анализ различных точек зрения ученых-историков по выбранной проблеме. По ходу выступлений формулируются основные тезисы конференции. Они могут быть подготовлены выступающими заранее, тогда их желательно продемонстрировать классу на экране или оформить в напечатанном виде и раздать учащимся в завершение конференции.
Второй вариант урока. Лекция учителя, сочетающаяся с лабораторной работой учащихся с текстами документов. В случае выбора такой формы урока учителю следует остановиться на следующих существенных моментах темы: причины радикализации революционного движения в России, специфика и особенности такого явления в общественном движении, как народничество, эволюция взглядов народников, позиции российских либералов и консерваторов по отношению к проводимым в стране реформам, судьба Александра II и причины свертывания его преобразований.
В ходе урока на основе материалов учебника учащиеся составляют таблицу.
Три течения в революционном народничестве
Позиции для сравнения |
Пропагандистское |
Бунтарское |
Заговорщическое |
Представители |
П. Л. Лавров |
М. А. Бакунин |
П. Н. Ткачев |
Основные идеи |
Необходима социальная революция. |
Все современные государства построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Их надо смести революционным путем. |
Ближайшая цель социалистов должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть |
Кроме того, школьники проводят сравнительный анализ взглядов членов народнических организаций «Черный передел» и «Народная воля». Результаты работы также можно оформить в виде таблицы.
Основные взгляды народников в 80-е гг. XIX в.
Позиции для сравнения |
«Черный передел» |
«Народная воля» |
Задачи организации |
Подготовка народной социалистической революции |
Организация политического переворота и захвата власти, предшествующих социалистической революции |
Методы борьбы |
Пропаганда среди крестьян и рабочих |
Запугивание и дезорганизация власти путем индивидуального террора |
Для заполнения таблицы учитель может предложить учащимся воспользоваться документом, приведенным после § 77, и материалами CD. Обсуждение документа проводится по предложенным авторами учебника вопросам.
Особое внимание школьников в ходе урока учитель должен обратить на сущность экстремизма в российском обществе в изучаемый период. В первую очередь истоки экстремизма следует искать в незавершенности реформ 60—70-х гг. XIX в., а также в особенностях социального облика России того времени (разночинцы).
Домашнее задание: при обоих вариантах проведения урока учащимся предлагается изучить § 76—77 и ответить на вопросы после указанных параграфов.