Цели урока: выявление особенностей развития промышленности в пореформенной России; сопоставление процессов развития российской промышленности с аналогичными процессами в странах Западной Европы и США; определение последствий промышленного переворота.
Термины и понятия урока
Инвестиции (от лат. investio — одеваю) — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики как внутри страны, так и за границей. Различают финансовые и реальные инвестиции.
Инфраструктура — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
Предпринимательство — инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность.
Оборудование урока: статистические данные, касающиеся динамики промышленного развития в 60—70-е гг. XIX в.
План изучения нового материала: 1. Промышленное развитие в 60—70-е гг. XIX в. 2. Особенности промышленного переворота в России. 3. Полвека российских железных дорог. 4. Сравнительная характеристика промышленного переворота в странах Западной Европы и России.
1. В начале урока учитель может организовать небольшую дискуссию по вопросу о влиянии отмены крепостного права на развитие страны. Учащиеся подчеркивают, что освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттоке значительной части населения из сельского хозяйства.
На основе материала параграфа учащиеся отмечают следующие черты в развитии российской промышленности: подъем предпринимательства, значительные успехи в текстильном производстве, существенный рост в пищевой промышленности. Российское хозяйство постепенно интегрировалось в мировое хозяйство.
2. Стержневой темой урока должна стать тема промышленного переворота. Учащимся предлагается вспомнить содержание научной дискуссии о промышленном перевороте. Они могут выделить проблему определения его хронологических рамок.
Вопрос о завершении промышленного переворота в России учащиеся рассматривают самостоятельно, опираясь на материал учебника, ресурсы Интернета и материалы CD. В качестве дополнения им могут быть предложены данные, приведенные С. Ю. Витте в докладе «О положении нашей промышленности» о среднем ежегодном приросте производительности труда:
1878—1887 гг. — 26,1 млн р.
1888—1892 гг. — 41,6 млн р.
1893—1897 гг. — 161,2 млн р.
Анализируя их, учащиеся могут отметить, что за 1893—1897 гг. рост производительности труда шел в четыре раза быстрее, чем в 1888—1892 гг., и в шесть раз быстрее, чем в 1878—1887 гг.
На основании данных таблицы, приведенной в докладе С. Ю. Витте, и материалов учебника учащиеся могут сделать вывод о завершении промышленного переворота в России и указать изменения, произошедшие в крупной промышленности.
Рост промышленности России в 1877—1897 гг. (в млн р.)
Отрасли производства |
1877 |
1887 |
1892 |
1897 |
Обработка прядильных веществ |
297,7 |
464,2 |
581,6 |
946,3 |
Обработка питательных продуктов |
17 |
37,9 |
47,9 |
95,7 |
Обработка животных продуктов |
67,7 |
79,6 |
72,6 |
132 |
Обработка дерева |
16,8 |
25,7 |
33,3 |
102,9 |
Писчебумажное производство |
12,7 |
21 |
25,5 |
45,5 |
Химическое производство |
10,5 |
21,5 |
35,3 |
59,6 |
Керамическое производство |
20,4 |
29 |
32,3 |
82,6 |
Производство металлических изделий |
89,3 |
112,6 |
162,3 |
310,6 |
Производства, не вошедшие в предшествующие группы |
8,6 |
10,4 |
19,5 |
41 |
Всего*: |
540,7 |
801,9 |
1010,3 |
1816,2 |
*Без производств горных, мукомольного и производств, обложенных акцизными сборами.
Вывод учащихся о завершении промышленного переворота в России может быть следующим: в 80—90-е гг. XIX в. в основных отраслях отечественной промышленности завершился промышленный переворот. Крупные предприятия перешли от ручного труда к машинному, сформировался отечественный машиностроительный комплекс. Среди новшеств крупной промышленности учащиеся выделяют ее организацию в форме акционерных обществ и паевых товариществ, к началу XX в. составлявших свыше половины всех крупных предприятий.
Для подтверждения этих выводов можно продемонстрировать учащимся следующую диаграмму:
Динамика роста промышленных предприятий России в XIX в.
Рассматривая промышленный переворот, целесообразно обратить внимание учащихся на проблему государственной поддержки процесса модернизации. За счет бюджета компенсировался недостаток частных капиталов в стране. Государство предоставляло концессии, налоговые льготы, субсидии, займы, привлекало иностранные инвестиции.
Другая существенная особенность развития промышленности пореформенного периода — высокая концентрация в относительно немногих промышленных центрах (Петербург, Донбасс, Центральный район, Баку). Учащиеся показывают на карте основные промышленные регионы России.
3. С проблемой промышленного переворота тесно связан вопрос о строительстве железных дорог в России. Строительство железных дорог было не только следствием промышленного переворота, но и его стимулом. Учащимся можно предложить задание: доказать необходимость развития сети железных дорог в России.
Далее школьники определяют этапы развития железных дорог на основе материалов параграфа, отметив особенности железнодорожного строительства (государство предоставляло концессии частным лицам на строительство, а затем выкупало железные дороги в казну).
4. Учащимся можно предложить заполнить сравнительную таблицу для определения специфических черт развития российской промышленности и промышленного переворота в России.
Промышленный переворот в странах Европы и в России
Вопросы для сравнения |
Англия |
Франция |
Германия |
Россия |
Период |
|
|
|
|
Характерные черты |
|
|
|
|
В завершение урока учащиеся подводят итоги промышленного развития России в пореформенный период. Среди общих итогов можно выделить изменение социальной структуры (рост городского населения), развитие товарного хозяйства, завершение промышленного переворота, развитие внутреннего рынка.
Домашнее задание: § 74, ответить письменно на предложенные ниже вопросы и выполнить задания.
1. На основе приведенных данных сделайте вывод о росте иностранных капиталовложений в российскую промышленность и причинах увеличения их объема в тяжелой промышленности. Свой ответ обоснуйте.
Рост иностранных капиталовложений в акционерные предприятия России
(основной и облигационный капитал, в млн р.)
Годы |
|||||||
1860 |
1865 |
1870 |
1875 |
1880 |
1885 |
1890 |
|
9,7 |
16,3 |
26,5 |
78,7 |
97,7 |
159,5 |
214,7 |
Доля иностранных вложений в отдельные отрасли российской промышленности (в %)
Годы Отрасли промышленности |
1880 |
1890 |
Горное дело |
40,5 |
61 |
Деревообрабатывающая промышленность |
4 |
6 |
Химическое производство |
15 |
41 |
Текстильная промышленность |
7 |
13 |
Пищевая промышленность |
8 |
8 |
2. Особенно сильные позиции иностранного капитала были на Юге России. Так, из 18 металлургических заводов Юга лишь 4 были основаны русским капиталом. Почему иностранный капитал имел особенно серьезные позиции на Юге России (Баку, Донбасс, Кривой Рог)? Какие экономические и политические последствия для России имело вложение значительных иностранных капиталов в отечественную экономику?