Цели урока: анализ причин отмены крепостного права в России; определение закономерности падения крепостного права и инициирования преобразований сверху; знакомство учащихся с различными точками зрения по вопросу об освобождении крестьян.
Термины и понятия урока
«Колокол» — первая русская революционная газета, издававшаяся в 1857—1865 гг. в Лондоне, а в 1865—1867 гг. в Женеве. Издатели — А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Пользовалась большим влиянием во всех сферах российского общества. Имела большое число добровольных корреспондентов в России. В 1868 г. издавалась на французском языке с русским приложением.
«Современник» — ежемесячный журнал, 1847—1866 гг. Редакторами были Н. А. Некрасов и И. И. Панаев. В журнале сотрудничали А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.
Персоналии: Александр II Николаевич, Н. А. Добролюбов, В. А. Жуковский, К. Д. Кавелин, Н. Г. Чернышевский.
Первый вариант урока. Комбинированный урок.
План изучения нового материала: 1. Сравнительный анализ точек зрения историков на отмену крепостного права. 2. Сравнительный анализ точек зрения современников на отмену крепостного права.
1. Во вводном слове учитель отмечает, что необходимость отмены крепостного права к моменту восшествия на престол Александра II все явственнее ощущалась в русском обществе. Причины отмены крепостного права учащиеся легко смогут выделить самостоятельно на основе текста учебника. Далее им целесообразно познакомиться с дискуссией, развернувшейся в исторической литературе по этому вопросу.
Учащиеся выделяют две основные точки зрения, имеющие место в дискуссии. Согласно первой преобладали экономические причины. Крепостное право было отменено в результате кризиса крепостного хозяйства. Значительное влияние поражения России в Крымской войне сторонниками этой точки зрения не отрицается. В. О. Ключевский, отстаивая эту позицию, видел наличие кризисной ситуации в том, что наблюдался рост задолженности помещиков и учащались случаи залога их имений: «Если бы мы предположили вероятность дальнейшего существования крепостного права еще на два-три поколения, то и без законного акта, отменившего крепостную зависимость, дворянские имения все стали бы государственной собственностью. Так экономическое положение дворянского хозяйства подготовило уничтожение крепостного хозяйства, еще в большей степени подготовленное необходимостью нравственной».
Согласно второй точке зрения правительство, решившись на отмену крепостного права, ориентировалось на политические причины: поражение России в Крымской войне способствовало росту напряженности в обществе и угрожало стабильности в стране. Крепостническое хозяйство накануне отмены крепостного права находилось на пике своей экономической эффективности. Среди сторонников следует назвать П. Б. Струве, Н. Л. Рубинштейна, М. Конфино, Р. Пайпса.
Далее учащимся предлагается задание: доказать или опровергнуть мнение историков. Результатом дискуссии должны стать доказательства исторической обусловленности отмены крепостного права.
В качестве дополнительных сведений можно привести подсчеты, касающиеся влияния Крымской войны на ситуацию в стране. Более 10% работников были отвлечены от хозяйственной деятельности; численность скота сократилась на 13%; дефицит государственного бюджета составил около 800 млн р., что в 3 раза больше годовых поступлений в казну; произошло уменьшение экспорта и импорта продукции.
2. Сравнительный анализ точек зрения современников на освобождение крестьян учащиеся проводят самостоятельно, составляя и заполняя таблицу, отражающую результаты проведенного анализа.
Представители общественных движений об отмене крепостного права
Либералы |
Социалисты |
Революционные демократы |
|
К. Д. Кавелин Отмена крепостного права в ходе реформы сверху; |
А. И. Герцен Освобождение крестьян с землей, выкупленной государством; |
Н. Г. Чернышевский Отмена крепостного права в ходе реформы сверху. |
Н. А. Добролюбов Революционный путь преобразований в стране |
Учащиеся делают вывод, что наиболее радикальной была позиция Н. А. Добролюбова. Полезно познакомить учащихся и с точкой зрения самого Александра II по этому вопросу. «Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому [отмене крепостного права] прийти. Я думаю... гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу», — сказал Александр II, выступая на приеме московских предводителей дворянства. Можно предложить учащимся вспомнить, как Николай I относился к отмене крепостного права (крепостное право зло, но его отмена «дело еще более гибельное»), и определить причины расхождения во взглядах двух императоров.
Подводя итоги урока, учитель отмечает, что освобождение крестьян от крепостной зависимости было исторически обусловлено. Однако перед императором стояла весьма ответственная задача: отменить крепостное право и сохранить стабильность в стране. Помещики хотели сохранить свое благосостояние (освобождение крестьян без земли), крестьяне желали свободы с сохранением своих наделов без какой-либо дополнительной платы.
Домашнее задание: § 68, ответить на вопросы после параграфа.
Второй вариант урока. Другим вариантом изучения темы может стать урок-семинар, который объединит материалы этого и следующего уроков. На обсуждение в ходе семинара могут быть вынесены следующие проблемы:
1. Объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права в России.
2. Общественное мнение об освобождении крестьян.
3. Помещичьи проекты отмены крепостного права.
4. Трудности в подготовке проекта реформы.
Источники
Хрестоматия по истории СССР. 1861—1917. — М., 1991.
Хрестоматия по истории России / под. ред. А. С. Орлова [и др.]. — М., 2004.
Александр II. Воспоминания. Дневники. — СПб., 1995.
Литература
Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. / П. А. Зайончковский. — М., 1958.
Ляшенко Л. М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II / Л. М. Ляшенко. — М., 1994.