Цели урока: характеристика места православной религии и церкви в жизни России первой половины XIX в., внутренних противоречий церкви и государства в изучаемый период; сравнительный анализ церковной политики Александра I и Николая I.
Термины и понятия урока
Архиерей (от греч. archi — старший и hiereus — священнослужитель) — общее название высших православных священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит).
Епархия — церковно-административная территориальная единица в православных церквах, возглавляемая архиереем (епископом).
Епископ — в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с IV в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.
Персоналии: Серафим Саровский, Филарет (В. М. Дроздов).
Оборудование урока: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
План изучения нового материала: 1. Положение православной церкви в России. 2. Выдающиеся церковные деятели первой половины XIX в. 3. Сравнительный анализ церковной политики Александра I и Николая I.
1. Выделение этой темы в качестве отдельного урока не случайно, так как в современной историографии наблюдается тенденция к переоценке роли различных политических деятелей первой четверти XIX в. Фигуры А. А. Аракчеева, А. Н. Голицына, митрополита Филарета, архимандрита Фотия в ракурсе религиозной политики приобретают новое значение. Некоторые мероприятия первой половины XIX в., такие, например, как изгнание из России иезуитов, запрещение масонских лож, основание Российского библейского общества, имели общеевропейское значение. Очевидным сегодня является и тот факт, что процессы духовной жизни в русском обществе двигали те же силы, что и в Европе. Перемены в мировоззрении и философии, вызванные Великой французской революцией, в полной мере нашли отражение в религиозных исканиях русского общества первой половины XIX в.
Рассмотрение положения православной церкви в первой половине XIX в. целесообразно начать с составления схемы, отражающей структурно ее место в государственной системе. Составить ее учащиеся могут, используя материал учебника и текст «Духовного регламента» Петра I.
Анализируя получившуюся схему, учитель обращает внимание учащихся на сложные взаимоотношения Синода и обер-прокурора, который старался принимать единоличные решения, не согласуясь с мнением духовенства (обер-прокурорами обычно становились лица, не имеющие духовного сана). Кроме того, можно отметить еще одну линию контроля за действиями духовенства — со стороны Третьего отделения, что также не улучшало отношений церкви и государства.
Структуру и положение православного духовенства учащиеся изучают самостоятельно по учебнику и составляют таблицу.
Категории духовенства |
Положение в обществе |
Черное духовенство (монахи и монахини, епископы, архиепископы и митрополиты) |
Монастырское хозяйство. |
Белое духовенство (приходские священники и низший клир: диаконы и псаломщики) |
В основном «питались от алтаря» (плата за крещение, венчание и другие обряды). |
Анализируя таблицу, учащиеся могут указать на то, что положение белого духовенства было существенно хуже, чем черного.
2. Вопрос о выдающихся церковных деятелях изучаемого периода можно рассмотреть, предложив учащимся заранее подготовить сообщения о Серафиме Саровском и митрополите Филарете.
3. Сравнивая церковную политику Александра I и Николая I, школьники отмечают, что она была логичным продолжением политики, начатой еще Петром I. Продолжилось формирование единой системы духовных учебных заведений. Николай I обратил внимание на монастырское землевладение, разрешив приобретать недвижимость. Эта политика привела к тому, что постепенно церковь восстанавливала свои земельные владения, утерянные в XVIII в.
Подводя итоги урока, учитель еще раз обращает внимание учащихся на то, что православие было поставлено под жесткий контроль государства, как и все остальные формы общественной жизни. Кроме того, осознание себя великим православным монархом приводит Николая I к стремлению собрать под свое крыло все православные народы, в том числе и находящиеся под властью Османской Турции, что явилось одной из причин Крымской войны 1853—1856 гг.
Домашнее задание: § 67, письменно дать характеристику положения старообрядчества в первой половине XIX в.