Цели уроков: характеристика сущности понятия «золотой век» русской культуры; анализ взаимосвязи достижений русской культуры первой половины XIX в. с историческими событиями того времени.
Термины и понятия уроков
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII — первой половины XIX в.
Эклектика (от греч. eklektikos — выбирающий) — механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве — сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение.
Персоналии: А. А. Алябьев, А. А. Бетанкур, М. И. Глинка, Н. В. Гоголь, А. С. Даргомыжский, А. А. Иванов, О. А. Кипренский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, К. А. Тон, В. А. Тропинин, П. А. Федотов.
Оборудование урока: презентации, доклады, подготовленные учащимися, мультимедийный проектор.
Уроки, посвященные культуре первой половины XIX в., лучше организовать в виде ученической конференции, на которую будут вынесены вопросы развития литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра и музыки изучаемого периода. Распределение тем выступлений учитель проводит заранее.
Конференция позволит учащимся систематизировать и углубить полученные знания, выработать навыки сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобрести опыт публичных выступлений и ведения научных дискуссий.
По предложенным темам учащимся необходимо подготовить научные сообщения и изложить их основные положения на уроке. Сообщения должны сопровождаться иллюстративным материалом, проецируемым на экран с помощью проектора или видеомагнитофона. Продолжительность выступления должна составлять не более 10 минут.
1. Во вводном слове учитель отмечает, что первая половина XIX в. была одной из наиболее значительных эпох в истории русской культуры. Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр — все они переживали подъем, являли стране и миру выдающиеся достижения и открытия.
2. Основная часть урока посвящается заслушиванию и обсуждению докладов учащихся.
Темы докладов
1. Декабристы и русская культура первой половины XIX в.
2. Кавказская война в произведениях русских писателей и поэтов первой половины XIX в.
3. Театральная жизнь России первой половины XIX в.
4. Русский классицизм в живописи.
5. Архитектурные стили первой половины XIX в.
6. Судьбы русских крестьян в литературных произведениях первой половины XIX в.
7. Вклад русских композиторов в мировую музыкальную культуру.
Общим лейтмотивом выступлений должны стать доказательства правомерности тезиса о том, что первая половина XIX в. действительно являлась золотым веком русской культуры. В своих выступлениях учащиеся должны показать связь достижений культуры с историческими событиями того времени.
Выступления учащихся обсуждаются. Вопросы для обсуждения предлагают сами школьники. Некоторые учащиеся могут выступить в роли рецензентов, которым будет поручено оценивание выступающих.
Подведение итогов конференции можно провести в виде формулировки основных тезисов, которые учащиеся подготовят в ходе докладов. Если в школе есть возможность, то тезисы конференции могут быть размещены на страничке школы в Интернете.
Домашнее задание: § 65—66, написать мини-сочинение по теме «Выдающееся архитектурное произведение первой половины XIX в.» (по выбору) или составить развернутый план «Русская журналистика первой половины XIX в.».