Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Россия в конце XVII—XVIII в.».
Первый вариант урока. Урок проводится в виде устного или письменного опроса учащихся по вопросам и заданиям к главе VI.
Второй вариант урока. Урок-дискуссия.
Вопросы и задания для дискуссии
1. Реформы Петра I — копирование опыта Запада или модернизация с учетом самобытности России?
2. Был ли для России предопределен имперский путь? Каковы причины появления Российской империи?
3. Определите основные черты европейских имперских образований и Российской империи с точки зрения государственного устройства, политического, экономического, социокультурного развития.
4. Определите экономические, правовые, социальные и психологические условия, препятствовавшие модернизации России в XVIII в.
5. Культура России XVIII в.: раскол, расцвет, упадок.
Третий вариант урока. Учащиеся получают задание написать мини-сочинение.
Темы мини-сочинений
1. «Петр нашел средства делать великое, князья московские приготовили оное» (Н. М. Карамзин).
2. «Всякий потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет» (Петр I. Устав морской).
3. «Государь есть самодержавный... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно» (Екатерина II).