Цели уроков: характеристика основных тенденций развития русской культуры XVIII в.; знакомство учащихся с лучшими достижениями русской культуры XVIII в.; сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
Основные даты и события
1701 г. — открытие Навигацкой школы.
1702 г. — открытие первого публичного театра в Москве.
1702 г. — начало издания официальной печатной газеты «Ведомости».
1708 г. — начало выпуска массовых ежегодных календарей.
1708—1710 гг. — введение гражданской азбуки.
1714 г. — открытие цифирных школ.
1725 г. — основание в Петербурге Академии наук.
1755 г. — основание Московского университета.
1757 г. — открытие Академии художеств.
1782—1786 гг. — школьная реформа.
Термины и понятия уроков
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения.
Метеорология (от греч. metéora — атмосферные явления и logos — слово, учение) — наука о земной атмосфере и происходящих в ней процессах. Основной раздел метеорологии — физика атмосферы.
Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.
Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство) — течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX в. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Вершина сентиментализма в России — повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Цифирные школы (арифметические школы) — в 1714—1744 гг. в России государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму, арифметике с началами геометрии. Преобразованы в гарнизонные, архиерейские и горнозаводские школы.
Персоналии: В. И. Баженов, И. И. Бецкой, И. Н. Болтин, В. Л. Боровиковский, М. Г. Земцов, М. Ф. Казаков, Н. М. Карамзин, Дж. Кваренги, Ж.-Б. Леблон, Д. Г. Левицкий, А. Н. Радищев, Б. К. Растрелли, В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, В. М. Севергин, А. П. Сумароков, Д. Трезини, Э.-М. Фальконе, Д. И. Фонвизин, М. М. Щербатов.
Оборудование уроков: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильмов «Арап Петра Великого» (режиссер А. Н. Митта), «Петр Первый» (режиссер В. М. Петров), «Тайны дворцовых переворотов» (режиссер С. С. Дружинина).
Первый вариант урока. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся по изучаемой теме.
Во вводном слове учитель отмечает, что культура Нового времени формируется в России на протяжении всего XVIII в. Светский характер, демократизм, внимание к личности человека отличают культуру изучаемого периода от культуры предшествующей эпохи. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Развитие культуры в XVIII в. во многом определялось просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.
Основная часть урока посвящена прослушиванию и обсуждению докладов учащихся.
Темы докладов
1. Европейское Просвещение и общественно-политическая мысль России второй половины XVIII в. Российские просветители.
2. Значение Москвы в культурном развитии России XVIII в.
3. Развитие научных знаний в России в XVIII в.
4. Возникновение музейного дела в России.
5. Географические экспедиции Петровской эпохи.
6. Русская живопись второй половины XVIII в.
7. Изменения в быту дворян в XVIII в.
8. Быт русских крестьян XVIII в.
9. Развитие русской архитектуры в XVIII в.
В процессе обсуждения докладов учащиеся заполняют сравнительную таблицу изменений, произошедших в русской культуре по сравнению с XVII в.
Вопросы для сравнения |
XVII в. |
Первая половина XVIII в. |
Вторая половина XVIII в. |
Грамотность, образование |
Издание букварей. |
Создание цифирных школ. |
Основание Московского университета (1755). Открытие первого высшего учебного заведения для женщин — Института благородных девиц при Смольном монастыре. |
Литература |
Сказания, сатирические повести. |
Господство классицизма. Развитие стихотворного жанра. |
Развитие сатирического жанра: Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. Сентиментализм: Н. М. Карамзин |
Архитектура |
Шатровый стиль. |
Барокко |
Барокко |
Живопись |
Начало обмирщения живописи, изображение повседневности, человеческого тела |
Историческая тема в живописи. |
Зарождение жанровой живописи. Утверждение романтизма и реализма |
Скульптура |
Расцвет русской деревянной скульптуры |
Распространение европейского скульптурного искусства. Светский характер скульптуры |
Распространение скульптурного искусства |
Театр |
Скоморохи, медвежий цирк. |
Открытие в Петербурге первой балетной школы |
Первый русский профессиональный театр |
Наука |
В конце века — первые географические путешествия и открытия. В России узнали о гелиоцентрической системе Н. Коперника |
Начало русской исторической науки. Географические экспедиции и открытия. |
Создание паровой машины, развитие всех отраслей науки |
Таким образом, учащиеся делают вывод о том, что русская культура XVIII в. формировалась как культура зарождающейся нации. Общественная мысль стала важной идейной основой духовной культуры. Отличительными чертами были светскость, активные контакты с другими народами, развитие рационализма в общественном сознании.
Второй вариант урока. Урок может быть проведен в форме дискуссии.
Темы для дискуссии
1. Лучшие достижения русской культуры XVIII в.
2. Отражение процессов и событий истории России XVIII в. в судьбах крупнейших деятелей культуры изучаемого периода.
3. Сравнительная характеристика быта русских людей в XVIII в. с бытом XVII в.
Домашнее задание: § 53—54, ответить на вопросы после параграфа, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Россия в конце XVII—XVIII в.».