Цели уроков: характеристика целей, направлений и результатов внешней политики России в годы правления Екатерины II; знакомство с жизнью и деятельностью великих полководцев и флотоводцев России изучаемого периода.
Основные даты и события
1768—1774 гг. — русско-турецкая война.
1770 г. — разгром турецкого флота в Чесменской бухте.
1772 г. — первый раздел Речи Посполитой.
1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мирный договор России с Турцией.
1787—1791 гг. — русско-турецкая война.
1791 г. — Ясский мирный договор России и Турции.
1788—1790 гг. — русско-шведская война.
1790 г. — Верельский мирный договор России и Швеции.
1793 г. — второй раздел Речи Посполитой.
1795 г. — Россия, Англия и Австрия оформили союз против Франции.
Термины и понятия уроков
Барская конфедерация — в 1768—1772 гг. вооруженный союз польской шляхты против короля Станислава Понятовского и России.
Кючук-Кайнарджийский мир — заключен 21 июля 1774 г. в селении Кючук-Кайнарджа на реке Дунай, завершил русско-турецкую войну 1768—1774 гг. Османская империя признала: независимость Крымского ханства, право российских торговых судов беспрепятственно плавать по Черному морю и проходить через Черноморские проливы, присоединение к России Азова, Керчи и других территорий, русский протекторат над Молдавией и Валахией.
Разделы Речи Посполитой — разделы Польского государства между Россией, Пруссией и Австрией в 1772, 1793 и 1795 гг.
Речь Посполитая — традиционное название Польского государства с конца XVI в., представлявшего собой сословную монархию во главе с избираемым сеймом королем. С момента заключения Люблинской унии 1569 г. и до 1795 г. Речь Посполитая — официальное наименование объединенного Польско-Литовского государства.
Ясский мир — мирный договор между Россией и Турцией, завершил русско-турецкую войну 1787—1791 гг. Заключен 9 января 1792 г. в Яссах. Подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани и установил русско-турецкую границу по Днестру.
Персоналии: М. И. Кутузов, А. Г. Орлов, П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Спиридов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Оборудование уроков: карта «Россия во второй половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; CD «Наука побеждать», «История военного искусства» («Новый диск»); фрагменты фильмов «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» (режиссер М. И. Ромм), «Суворов» (режиссер В. И. Пудовкин).
План изучения нового материала: 1. Характер внешней политики России при Екатерине II. 2. Основные направления и результаты внешней политики. 3. Великие военачальники.
1. Во вводном слове учитель просит учащихся вспомнить, какие внешнеполитические цели и задачи стояли перед Россией в первой половине XVIII в., что удалось решить к моменту воцарения Екатерины II. В ходе беседы учащиеся выделяют две важные внешнеполитические цели, которые стояли перед Екатериной II:
1) выход к Черному морю (решение Крымской проблемы);
2) завершение процесса воссоединения России с Украиной и Белоруссией.
Показателем возрастания влияния России на европейские дела была Семилетняя война. Во внешней политике второй половины XVIII в. проводилась линия на утверждение России как великой европейской державы. Осуществлялся выход за рамки европеизма (вмешательство в кризисные ситуации, не связанные непосредственно с интересами России), и формировалась тенденция к глобализации внешней политики (дипломатическая поддержка североамериканских колоний во время войны за независимость, направление казаков на поиск путей в Индию).
2. Основные направления и результаты внешней политики России при Екатерине II школьники изучают самостоятельно и результаты записывают в таблицу.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Направления |
Основные события |
Результаты |
Черноморское |
|
|
Балтийское |
|
|
Восточноевропейское |
|
|
Анализируя материалы таблицы, учащиеся подтверждают тезис о глобализации российской внешней политики на конкретных примерах.
3. Рассмотрение вопроса о жизни и деятельности великих полководцев и флотоводцев России XVIII в. целесообразно организовать в виде представления докладов, сообщений или рефератов.
Темы докладов
1. «Наука побеждать» А. В. Суворова и ее вклад в развитие военного искусства.
2. Экспедиции в Архипелаг: их значение для истории России (на примере Чесменского сражения).
3. Средиземноморский поход Ф. Ф. Ушакова.
4. П. А. Румянцев-Задунайский: жизнь и деятельность.
5. Боевой путь М. И. Кутузова во второй половине XVIII в.
Для подготовки и иллюстрации докладов учащиеся могут использовать материалы CD и фрагменты фильмов (см. оборудование урока).
Для обобщения представленных докладов можно предложить учащимся ответить на вопрос 9 после § 48—49.
Формулируя основной вывод урока, учащиеся должны отметить, что в течение XVIII в. дипломатические и военные усилия России привели к тому, что основные задачи, стоявшие перед российской внешней политикой (обеспечение выхода к берегам Балтийского и Черного морей, решение польской проблемы), были решены. Россия превратилась в великую европейскую державу.
Домашнее задание: § 48—49, ответить на вопросы после параграфа; подготовить развернутый план ответа по теме «Русская военная школа второй половины XVIII в.».