Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

«Золотой век» Екатерины II

 

Цели уроков: характеристика внутренней политики Екатерины II; определение сущности политики «просвещенного абсолютизма».

Основные даты и события
1762—1796 гг. — правление Екатерины II.
1763 г. — реформа Сената.


1764 г. — ликвидация гетманства на Украине.
1767—1768 гг. — деятельность Уложенной комиссии. 
1774 г. — указ об упразднении Уложенной комиссии. 
1775 г. — «Учреждение о губерниях». 
1785 г. — Жалованная грамота дворянству и городам.

Термины и понятия уроков
      Дворянское собрание — орган дворянского сословного самоуправления в Российской империи в 1785—1917 гг. Один раз в 3 года собирались губернские и уездные дворянские собрания. В ведении собраний находились дворянские и общеместные дела, выборы предводителей дворянства, исправников и др. После реформ 1860-х гг. занимались в основном делами дворянства.
      Жалованная грамота — документ, выдававшийся высшей властью в России (великим князем, царем, императором), о предоставлении каких-либо прав или льгот отдельным лицам и монастырям (с XII в.) или группам населения (с XVII в.). Важнейшие законодательные акты XVIII в.: Жалованные грамоты дворянству (свод сословных привилегий) и городам (основы самоуправления) 1785 г. 
       «Просвещенный абсолютизм» — обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы — крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представители «просвещенного абсолютизма» (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России — до начала 70-х гг. XVIII в. и др.), используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей». «Просвещенный абсолютизм» был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада. 
      Персоналии: Екатерина II Великая, Е. Р. Дашкова, Г. Р. Державин, С. П. Крашенинников, И. И. Лепехин, Г. Г. Орлов, Н. И. Панин, Станислав II Август Понятовский, Г. А. Потемкин. 
      Оборудование уроков: карта «Россия во второй половине XVIII  в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917   гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей». 
      План изучения нового материала: 1. Личность Екатерины II. Положение в стране к началу ее царствования. 2. Реформаторская деятельность Екатерины II. 3. Реформа центрального и местного управления. 4. Жалованная грамота городам и Жалованная грамота русскому дворянству (1785). 
      1. Во вводном слове учитель отмечает, что эпоха Екатерины II (она царствовала 35 лет) составляет весьма значимый этап в истории России. Екатерина II, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, может по праву считаться правительницей, завершившей серию реформ XVIII в.
      Характеристику положения в стране к началу царствования Екатерины II учащиеся дают самостоятельно, используя материал учебника, CD и материалы Интернета (см. рекомендованные сайты). 
      Они могут отметить, что начало правления Екатерины II пришлось на время, когда Россия вступила в полосу начавшегося разложения феодальных отношений, острого экономического и политического кризиса. В мемуарах Екатерина II писала, что «казна была пуста, армии не плачено за несколько лет, тысячи крестьян находились в открытом бунте». В этих условиях императрице нужно было найти новую политику, которая и получила название политики «просвещенного абсолютизма». Программа царствования была представлена в виде «Наказа» Уложенной комиссии, созванной в 1767 г., что явилось наивысшей точкой политики «просвещенного абсолютизма». 
      Далее учитель предлагает учащимся сформулировать основное содержание этой политики. Они могут предложить следующую формулировку: оказание дворянству помощи в приспособлении к развивающимся товарно-денежным отношениям. По сути, «просвещенный абсолютизм» — это попытка власти в условиях нараставшего кризиса социально-экономических отношений проводить гибкий курс, приспосабливаться с целью самосохранения к новым условиям общественного развития. 
      2—3. Реформаторскую деятельность Екатерины II в рамках политики «просвещенного абсолютизма» учащиеся рассматривают самостоятельно. Эту работу можно организовать в виде заполнения таблицы «Основные мероприятия царствования Екатерины II» и ответа на вопрос 1 после § 47. 
      Рассматривая реформу управления, учащиеся составляют схему управления государством и сравнивают ее с системой управления, существовавшей при Петре I, комментируя изменения, произошедшие в ней.

Органы центрального управления при Екатерине II

      Аналогично учащиеся рассматривают реформу местного управления страной, проведенную Екатериной II, и сравнивают ее с реформой, проведенной Петром I.

      4. Далее учитель организует работу с фрагментами Жалованных грамот Екатерины II. Отвечая на вопросы к документам, учащиеся отмечают изменения в положении сословий во второй половине XVIII в.
      Формулируя вывод урока, учащиеся могут отметить, что благодаря деятельности Екатерины II страна относительно благополучно миновала рубеж XVIII—XIX вв. Однако на этом потенциал традиционной системы был исчерпан, а ее дальнейшее существование вело ко все большему отставанию от Западной Европы.
      Домашнее задание: § 47, ответить на вопросы после параграфа; составить сравнительную характеристику личности Екатерины II и Петра I.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru