Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

У р о к и 45—46. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII в.»

 

Цели уроков: 

обобщить и систематизировать знания учащихся в соответствии с целями изучения курса.

      Вариант 1. Защита проектных работ учащихся.
      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, мыслить критически.
      Метод проектов всегда ориентирует учащихся на самостоятельную деятельность —  индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
    Проектная деятельность связана с решением определенной проблемы, предусматривающим использование разнообразных методов и интегрирование знаний и умений из различных областей науки. В целом суть проектного обучения можно сформулировать как создание прообраза объекта или деятельности.
      Практика показывает, что у учащихся, участвующих в подготовке проектов, развивается аналитическое и логическое мышление, так как перед ними ставятся задачи переработки собранных материалов в доступную форму, развиваются творческие и ораторские навыки, повышается уровень исторической грамотности. Это выражается в улучшении показателей качества успеваемости.
      Учебные проекты можно классифицировать по следующим критериям:
      — по целям (итоговый, текущий);
      — по количеству участников (групповой, индивидуальный, общешкольный, межшкольный, международный);
      — по содержанию (межпредметный, внепредметный, внешкольный);
      — по времени выполнения (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).
      Если проект создается с применением информационных технологий, то для его успешной реализации необходимо соблюсти ряд условий. Во-первых, проверить состояние технической базы школы (наличие компьютеров, сканера, принтера, соответствующего программного обеспечения). Во-вторых, определить, достаточны ли Ваши знания для организации работы с применением информационных технологий, потребуется ли Вам помощь консультантов (учителя информатики или учащихся старших классов, которые прошли специальные курсы информатики). В-третьих, необходимо установить степень готовности школьников, которых Вы хотите привлечь для участия в проекте, к восприятию информационных технологий и выяснить степень их информационно-технической подготовки.
      Желательно определить, насколько велико стремление учащихся к участию в проекте. Прежде чем приступать к работе, им необходимо рассказать обо всех возможных трудностях, с которыми они могут столкнуться. Нужно также объяснить учащимся, что начатая работа обязательно должна быть доведена до конца. Если все условия организации работы соблюдены, можно приступать к непосредственной работе над проектом.
      В самом начале учебного года учащимся предлагается определить круг проблем, которые могут стать темами учебных исследовательских проектов1.
      Постановка проблем, выносимых на рассмотрение, может быть обыграна самими учащимися. Например, рассматривая различные сценки из истории России времен правления Ивана Грозного, школьники могут выдвинуть ряд гипотез, которые станут основой их проекта:
      1. Можно ли было избежать опричнины?
      2. Было ли неизбежно установление самодержавия в России?
      3. Самодержавие — безнравственная или оптимальная форма правления?
      4. Почему удачная внешняя политика на Востоке обернулась поражением на Западе?
      5. Россия без Ивана Грозного.
      Исходя из сформулированных гипотез, учащиеся самостоятельно формулируют тему проекта. Например: «Роль личности в истории: Иван Грозный» или «Эпоха Ивана Грозного глазами современников».
      Другими возможными темами проектов могут стать:
      1. Русь и Степь в X—XIII вв.
      2. Славяне как этнокультурная и этноязыковая общность Европы.
      3. «Золотой век» русской публицистики.
      4. Самозванство как историко-культурный феномен.
      5. Поиск путей культурного и политического развития страны в XVII в.
      6. Быт и повседневная жизнь русских царей в XVII в.
      7. Иностранцы в истории России XV—XVII вв.
      Проект может быть реализован в различных формах: составление хрестоматии или учебного пособия по теме, подготовка ученической конференции, проведение ролевой игры. В любом случае учащиеся проводят работу по раскрытию проблемы самостоятельно. Учитель выступает в роли консультанта. Подобная роль предполагает, что учитель владеет всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умеет организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся, не навязывая свою точку зрения, может направлять деятельность учащихся по интегрированию знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Таким образом, роль учителя в проектной технологии велика.
      Работа над проектом осуществляется в несколько этапов, содержание которых раскрыто в приведенной ниже таблице.

Этапы работы над проектом

Этапы

Содержание работы

1. Организация работы

а) определение темы;
б) формулировка гипотезы;
в) разработка основных идей проекта;
г) выбор рабочей группы

2. Планирование деятельности

а) анализ проблемы;
б) определение возможных источников информации;
в) определение формы, в которой будет реализован проект;
г) определение критериев оценки;
д) распределение обязанностей;
е) определение сроков окончания проекта и представления его к защите

3. Реализация проекта

а) поиск, сбор и анализ информации;
б) разработка макета проекта;
в) контроль и коррекция учителем промежуточных результатов

4. Защита проекта

а) объяснение результатов работы;
б) публичное выступление (в классе, в школе, на конкурсе и др.)

5. Оценка результатов работы

а) анализ выполнения проекта;
б) определение причины успехов и неудач в работе

      По итогам работы над проектом учитель заполняет паспорт проектной работы (служебную записку), который будет представлять проект. На титульном листе указывается тема проекта, исполнители и руководитель проекта.
      В первом разделе кратко описывается проект: цели, гипотеза, использованные источники, практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов, новые практические приемы работы, форма презентации проекта. Во втором разделе необходимо отразить календарь работы над проектом: сроки реализации этапов проектной работы, ответственных за каждый этап, срок защиты проекта, материально-техническое и учебно-методическое оснащение, используемое для успешной реализации проекта.
      В третьем разделе, посвященном анализу работы над проектом, должна содержаться оценка самостоятельной деятельности учащихся по заранее выработанным критериям. Такими критериями могут стать практическая, теоретическая и познавательная значимость полученных результатов, правильность выбора формы представления проекта, уровень оформления результатов, качество защиты проекта.
      Оформление проектной работы во многом зависит от ее формы. Так, например, при работе над проектом с использованием информационных технологий важно обратить внимание на формализацию созданного по итогам поисковой и исследовательской деятельности реферата. Текст, напечатанный на бумаге и представленный на экране компьютера, воспринимается по-разному. Учителю необходимо объяснить ученикам, что воспринимаемый зрителем текст должен быть кратким и содержательным. Особое внимание нужно уделить сочетанию текста и изображения. Слайд не должен быть перегружен ни тем, ни другим. Это позволит сконцентрировать внимание зрителей на существенных сторонах проблемы, которую решает проект.
      При подготовке проекта к защите важно помнить, что в защитной речи учащихся должны быть отражены цели проекта, содержание работы, основные выводы, полученные в результате исследования, использованные источники информации.

      Вариант 2. Урок может быть организован в форме дискуссии по проблемам, изученным в рамках курса истории России с древнейших времен до конца XVII в. Такая форма урока, как дискуссия, незаменима для творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций. В процессе подготовки к дискуссии школьники осваивают поисковые методы работы, у них формируется культура рефлексивного мышления. Представление своей точки зрения помогает ученику разносторонне осмыслить ее самому, а попытка принять иную точку зрения ведет к пересмотру и обогащению своей позиции.
      План дискуссии зависит от того, какие цели и результаты учитель планирует достичь на подобном уроке, какие материалы могут использовать учащиеся. Примерный план урока-дискуссии может быть следующим:
      1. Постановка проблемы.
      2. Актуализация ранее полученных знаний, представление различных точек зрения на рассматриваемую проблему.
      3. Анализ информации и обсуждение альтернатив решения проблемы.
      4. Обсуждение проблемы.
      5. Подведение итогов дискуссии.
      На обсуждение могут быть вынесены следующие вопросы: 1. Какова судьба древнерусского наследия? 2. Были ли прерваны культурные и политические традиции Древней Руси в XIII в.? Насколько справедливы представления о XIII в. как о периоде радикальных культурных изменений? 3. Какое наследие оставила Орда русскому самодержавию? 4. Почему Литва, претендующая на объединение русских земель, так и не смогла стать общерусским центром? 5. Каким образом Москва оказалась в центре процесса собирания русских земель? 6. Почему роль города на Руси отличалась от той роли, которую он играл в Западной Европе? 7. В чем заключается суть идеи «Москва — Третий Рим» и каково ее влияние на развитие России? 8. Какие факторы обуславливали преимущественное направление исторического развития России в XVII в.: внутренние предпосылки или влияние извне? 9. Какие факторы сыграли решающую роль в прикреплении крестьян к земле?
      Для обеспечения в процессе дискуссии конструктивного общения необходимо прививать учащимся навыки дискуссионной культуры. Перед уроком целесообразно ознакомить их с правилами проведения дискуссии:
      1) отстаивать свою позицию аргументированно, убедительно доказывая свою правоту;
      2) высказывать свое несогласие с позицией другого ученика корректно, не искажая смысла сказанного, избегая выяснения личных отношений;
      3) стараться не отступать от темы и соблюдать регламент;
      4) не высказываться по малознакомым вопросам;
      5) четко формулировать уточняющие вопросы для выяснения того, правильно ли понят смысл, вкладываемый выступающими в то или иное понятие. Уточняющие вопросы не должны вести к возникновению новой дискуссии;
      6) не выступать без разрешения, не перебивать других участников дискуссии.

      Вариант 3. Повторительно-обобщающий урок по курсу может быть проведен в форме тестового контроля.
      I. 1. Легендарное призвание варягов на Русь относится к:
      а) 882 г.;
      б) 862 г.;
      в) 892 г.;
      г) 962 г.?
      2. Сторонниками автохтонной теории происхождения восточных славян являются:
      а) А. И. Соболевский;
      б) С. М. Соловьев;
      в) А. А. Шахматов;
      г) Б. Д. Греков?
      3. Заполните пропуски в тексте.
      В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе в качестве платы за службу великому князю. Эти люди как бы кормились с земель, а такой порядок назывался __________.
      Позднее эти _________ заменяются передачей князем своим вассалам населенных земель на правах наследственной собственности. Такие земельные владения на Руси называли ___________. Именно там и возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало __________. Он мог пожаловать эту землю, но мог и отнять ее за преступления или за нерадивую службу и передать другому лицу.
      4. Верны ли следующие утверждения?
      А. Монголо-татарское иго повлияло на различия в путях развития отдельных русских княжеств.
      Б. Самыми крупными и сильными княжествами Северо-Восточной Руси стали Московское и Тверское.
      а) Верно только А;
      б) верно только Б;
      в) оба суждения неверны;
      г) оба суждения верны.
      5. Найдите ошибки в тексте.
      В церковном зодчестве XV—XVI вв. получает распространение храм шатрового типа по образцу деревянных церквей. Самый выдающийся образец этого стиля — церковь Покрова в Филях (1532), построенная в ознаменование появления на свет Федора Ивановича.
      6. Местничество — это:
      а) порядок прохождения службы;
      б) порядок содержания государственных чиновников;
      в) система распределения служебных должностей с учетом происхождения, служебного положения предков и родовитости;
      г) система управления государством.
      7. Соотнесите даты правления князей с их именами. Расположите периоды их правления в хронологической последовательности.
      Даты правления      Имена князей
      1) 1325—1340 гг.;      а) Симеон Гордый;
      2) 1340—1353 гг.;         б) Иван II Красный;
      3) 1353—1359 гг.;      в) Дмитрий Донской;
      4) 1359—1389 гг.       г) Иван I Калита
      
      Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

      8. По какому принципу образованы ряды?
      а) А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр, И. Висковатый:
_________________________________________________
      б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649 гг.:
_________________________________________________
      в) 907, 911, 941, 944 гг.:
_________________________________________________
      г) Палеография, нумизматика, сфрагистика:
_________________________________________________
      9. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано?
      1. «Подошло, братья, время битвы нашей...»
_________________________________________________
      2. «Хочу на вы идти».
_________________________________________________
      3. «Царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием, а против злейших и лукавых преступников — последним наказанием».
_________________________________________________
      10. Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином.
      1. Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет основу храма, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.
_________________________________________________
      2. Во второй четверти XII в. на Руси начинается процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя.
_________________________________________________
      11. Кто или что является лишним в ряду? Сформулируйте краткое обоснование.
      а) Вершок, сажень, аршин, четверть;
_________________________________________________
      б) Василий  II Темный, Василий Косой, Иван II Красный, Дмитрий Шемяка;
_________________________________________________
      в) Успенский собор, Благовещенский собор, храм Василия Блаженного, Архангельский собор
_________________________________________________
      12. О правлении этого князя говорили, что «перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле». Отметьте имя князя, о котором идет речь в отрывке.
      а) Иван III; 
      б) Иван II;
      в) Дмитрий Донской;
      г) Юрий Долгорукий;
      д) Иван I.
      13. Установите соответствие между названным произведением и его автором.

Название произведения

Автор

1) «Хожение за три моря»

2) «Домострой»

3) «Апостол»

4) «Слово о законе и благодати»

5) фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде

6) Успенский собор

А) Сильвестр

Б) Иларион

В) Афанасий Никитин

Г) Феофан Грек

Д) Аристотель Фиораванти

Е) Иван Федоров

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

      14. Расположите в хронологическом порядке события правления Ивана IV Грозного:
      а) издание Судебника;
      б) взятие Казани;
      в) издание «Апостола»;
      г) введение опричнины;
      д) начало Ливонской войны;
      е) Плюсское перемирие.
      Запишите получившееся сочетание букв: __________
      15. Верны ли следующие утверждения?
      1. При Иване IV, Федоре Ивановиче некоторых молодых людей посылали в Константинополь изучать греческий язык и грамматику.
      2. Иван IV из-за введения опричнины не достиг укрепления режима личной, неограниченной власти.
      3. В русских городах почти до конца XIII в. активно велось каменное строительство.
      4. От уплаты налогов золотоордынские ханы освободили только духовенство.
      5. Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними.
      Вариант 4. Учащиеся письменно отвечают на вопросы и выполняют задания обобщающего характера. 1. Выделите различные и сходные тенденции в истории Древней Руси и средневековой Европы. 2. Охарактеризуйте основные черты древнерусской общины. 3. Дайте характеристику динамики экономического развития русских княжеств в XIII—XV вв. 4. Какими причинами была обусловлена победа Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство? 5. Как вы думаете, в чем заключается специфика российского самодержавия в сравнении с европейскими монархиями? 6. В чем вы видите причины раскола Русской православной церкви в XVII в.?

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru