Цель урока:
раскрытие влияния политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны и социальную структуру общества.
Основные даты и события
1639 г., 1642 г. — указы об увеличении срока сыска беглых крестьян до 9 лет и до 10 лет.
1653 г. — принят Торговый устав.
1667 г. — принят Новоторговый устав.
1678—1681 гг. — проведена податная реформа.
Термины и понятия урока
Мануфактура (от лат. manus — рука и factura — изготовление) — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. В России существовала со второй половины XVII до первой половины XIX в. В силу узкой специализации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала углублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.
Товарное хозяйство — тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу товаров.
Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
План изучения нового материала: 1. Сельское хозяйство. 2. Промышленность и мануфактурное производство. 3. Торговля. 4. Изменения в социальной структуре России в XVII в.
В своем вводном слове учитель обращает внимание учащихся на то, что XVII в. является переломным, в том числе и в развитии хозяйства. В России начинается формирование капиталистических отношений. В исторической литературе существует две основные точки зрения на хозяйственное развитие страны в XVII в. Сторонники первой считают, что в связи с развитием мануфактурного производства и складыванием всероссийского рынка можно говорить о зарождении капиталистических отношений в XVII в. Сторонники второй придерживаются мнения о том, что новые явления в социально-экономических отношениях XVII в. были еще неустойчивы и тормозились феодально-крепостнической системой. Об устойчивых капиталистических отношениях можно говорить только применительно к последней трети XVIII в., когда начинается разложение феодально-крепостнической системы.
1—3. При рассмотрении вопроса о развитии сельского хозяйства, промышленности и торговли в изучаемый период можно организовать групповую работу учащихся. Ее итогом должно стать заполнение каждой группой одной из ячеек таблицы «Развитие хозяйства России в XVII в.». Можно предложить учащимся самостоятельно придумать вариант таблицы. Если они не справляются с заданием, то учитель предлагает им вариант таблицы, приведенный ниже.
Вопросы для сравнения |
Сельское хозяйство |
Промышленность |
Торговля |
Темпы развития |
Экстенсивное развитие |
Развивалась более быстрыми темпами |
Медленное развитие внутреннего рынка |
Основные направления развития |
Расширение посевных площадей за счет освоения новых территорий |
Развитие ремесла. Увеличение числа мануфактур |
Развитие ярмарочной торговли. Принятие новых торговых уставов: в 1653 г. — Торгового устава (введена единая рублевая пошлина — по 10 денег с рубля, т. е. 5% с покупной цены товара, с иностранцев брали больше), в 1667 г. — Новоторгового устава. Внешнеторговые операции с западными странами — через Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Путивль, Свенскую ярмарку. В восточной торговле первенствующую роль играла Астрахань |
Новые черты |
Развитие земледелия в Сибири. Наметилась специализация районов. Дворянское землевладение расширяется за счет земель в Поволжье и Диком поле |
Превращение ремесленного производства в мелкотоварное. Развитие мануфактур, использовавших труд крепостных крестьян. Специализация районов на производстве определенных товаров |
Начало процесса формирования всероссийского рынка |
При подведении итогов работы групп учащимся предлагается задание: на основе изученного материала дать оценку точек зрения историков на развитие хозяйства в XVII в.
4. Вопрос об изменениях в социальной структуре России школьники изучают самостоятельно по материалам учебника и текста Соборного уложения 1649 г. (см. урок 36).
Социальная структура русского общества в XVII в.
Сословия |
Новые черты |
Светские феодалы |
Укрепление собственности бояр и дворян на землю и крестьян. |
Посадские люди |
Прикрепляются к посаду и тяглу. |
Крестьяне |
Владельческие (работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки и несли повинности и в пользу казны). |
Холопы |
Большое распространение добровольного (кабального) холопства. |
Анализируя изменения в социальной структуре, имевшие место в XVII в., учащиеся отмечают тенденцию к замыканию общественных групп в сословно-корпоративные рамки и окончательному оформлению общегосударственной системы крепостного права. Этот процесс нашел отражение в Соборном уложении 1649 г.
Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся обобщить изменения в социально-экономическом строе России XVII в. и подтвердить или опровергнуть тезис о том, что в XVII в. можно наблюдать ростки зарождающихся буржуазных отношений.
Домашнее задание: § 34, подготовить развернутый план по теме: «Новые явления в хозяйственной жизни России в XVII в.».