Цели уроков:
характеристика причин и сущности Смутного времени; определение сущности самозванства, причин его появления.
Основные даты и события
1601—1603 гг. — голод в России.
1601 г. — появление в Польше Лжедмитрия I.
1603 г. — восстание Хлопка.
1605 г. — смерть Бориса Годунова.
1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I.
1606—1610 гг. — царствование Василия Шуйского.
1606—1607 гг. — восстание И. И. Болотникова.
1610 г. — присяга московских бояр королевичу Владиславу. Вступление поляков в Москву.
1611—1612 гг. — первое и второе ополчение.
1612 г. — освобождение Москвы вторым ополчением.
1613 г. — избрание царем Михаила Федоровича Романова.
Термины и понятия уроков
Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Семибоярщина — боярское правительство (7 человек) в России в 1610 г., номинально просуществовало до 1612 г. Передало фактическую власть польским интервентам. Было ликвидировано вторым земским ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.
Смутное время (Смута) — термин, обозначающий события конца XVI — начала XVII в. в России. Эпоха кризиса государственности, трактуемая рядом историков как гражданская война. Сопровождалась народными выступлениями и мятежами, правлениями самозванцев, польской и шведской интервенцией, разрушением государственной власти и разорением страны.
Персоналии
Лжедмитрий I (?—1606 г.) — русский царь с 1605 г., самозванец (предположительно — Г. Б. Отрепьев). В 1601 г. объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного — Дмитрия. В 1604 г. с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Убит боярами-заговорщиками.
Лжедмитрий II («Тушинский вор») (?—1610 г.) — самозванец неизвестного происхождения. С 1607 г. выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608—1609 гг. создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.
Василий Шуйский (1552—1612 гг.) — русский царь в 1606—1610 гг. Сын князя И. А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него. Став царем, подавил восстание И. И. Болотникова, усилил закрепощение крестьян. Борясь с польскими интервентами и Лжедмитрием II, заключил союз со Швецией, который привел к шведской интервенции. Низложен москвичами, умер в польском плену.
Болотников Иван Исаевич (?—1608 г.) — предводитель восстания 1606—1607 гг., беглый холоп, был в турецком рабстве. Организатор и руководитель повстанческой армии в южных районах России, под Москвой, Калугой, Тулой. В октябре 1607 г. сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.
Владислав IV Ваза (1595—1648 гг.) — король Речи Посполитой с 1632 г., претендент на русский престол в ходе Смуты начала XVII в. В ходе польской интервенции в России часть русской знати в феврале 1610 г. провозгласила пятнадцатилетнего Владислава царем, однако реальной власти польский королевич так и не получил. Этому воспротивился Сигизмунд III, который сам добивался царской короны и не позволил сыну прибыть в Москву. Позднее Владислав добивался осуществления своих притязаний в ходе похода на Москву в 1617—1618 гг., окончившегося неудачей. Тем не менее от титула русского царя он отказался только по Поляновскому миру 1634 г., завершившему Смоленскую войну 1632—1634 гг.
Минин Кузьма Минич (?—1616 г.) — организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции начала XVII в. и один из руководителей второго земского ополчения 1611—1612 гг., народный герой, соратник Д. М. Пожарского. Нижегородский посадский. С сентября 1611 г. — земский староста. В боях за Москву проявил личную храбрость. В 1612—1613 гг. — член земского правительства, с 1613 г. — думный дворянин.
Пожарский Дмитрий Михайлович (1578—1642 гг.) — князь, боярин (с 1613 г.), полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей второго земского ополчения и временного земского правительства. Руководил военными действиями против польских интервентов. Возглавлял ряд приказов.
Гермоген (ок. 1530—1612 г.) — русский патриарх в 1606—1612 гг. С декабря 1610 г. рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой. Был заключен интервентами в Чудов монастырь, где умер от голода. Канонизирован Русской православной церковью.
Скопин-Шуйский Михаил Васильевич (1586—1610 гг.) — князь, боярин, полководец. Участник подавления восстания И. И. Болотникова. В 1610 г. во главе русско-шведской армии освободил Москву от осады отрядов Лжедмитрия II.
Заруцкий Иван Мартынович (?—1614 г.) — донской атаман. В 1606—1607 гг. примыкал к И. И. Болотникову, в 1608—1610 гг. — боярин Лжедмитрия II. В 1611 г. был одним из руководителей первого земского ополчения, после распада которого выдвигал на русский престол Сидорку, затем сына Марины Мнишек. В 1613—1614 гг. возглавлял крестьянско-казацкое движение на Дону и в Нижнем Поволжье. Выдан правительству яицкими казаками, казнен.
Ляпунов Прокопий Петрович (?—1611 г.) — думный дворянин. Возглавлял отряд рязанских дворян, примкнувших к восстанию Болотникова. В ноябре 1606 г. перешел к Василию Шуйскому. В 1610 г. — участник свержения Шуйского и организации первого земского ополчения 1611 г., глава земского правительства. Убит казаками.
Трубецкой Дмитрий Тимофеевич (?—1625 г.) — князь, боярин, воевода. В 1608—1610 гг. — в Тушинском лагере. В 1611—1613 гг. один из руководителей первого и второго земских ополчений и временного земского правительства. Претендент на русский трон на Земском соборе 1613 г.
Оборудование урока: карта «Смутное время», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
Урок, посвященный проблемам истории Смутного времени, целесообразно организовать в форме семинара с опорой на материалы § 30—31. Проблемы, которые можно вынести на обсуждение, могут быть сформулированы следующим образом:
1) Причины Смуты в России в начале XVII в.
2) Сущность Смутного времени.
3) Проблема самозванства в истории России.
4) Иностранная интервенция в годы Смуты и ее влияние на развитие России.
Дополнительные материалы к семинару
Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского
(Извлечение)
Божьею милостию мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всеа Руси, щедротами и человеколюбием славимого Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного християнства, учинилися есьмя на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем...
И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским добропасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии. И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всеа Руси, целовати крест на том, что мне великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отьимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя по тому суду и по сыску дойдет и до смертныя вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отьимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивать всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство по вине того что был взведен неподелно, тем сам осудится. На том на всем, что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всеа Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом, и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого начальства оберегати.
Плач о пленении и о конечном разорении
Московского Государства
(Извлечение)
Явился предтеча богоборного антихриста, сын тьмы, родич погибели, из чина иноческого и дьяконского и вначале светлый ангельский чин отринул и отторгнул себя от участи христианской, как Иуда из пречистого сонма апостольского. И бежал в Польшу и там скрижали сердца своего бесчисленными богомерзкими ересями наполнил и тьмообразную свою душу еще больше предавая в руки сатаны, вместо святой христианской веры греческого закона лютеранскую треокаянную веру возлюбил. И бесстыдно назвал себя царем Димитрием, вечнопамятного царя Ивана сыном, утверждая, что избежал рук убийц. И попросил помощи у литовского короля, чтобы идти с воинством на великую Россию. Король же польский и паны — рада его, и кардиналы, и архиепископы их, и епископы много радовались о том, что меч поднялся на кровь христианскую, поскольку нет никогда ничего общего ни у тьмы со светом, ни у Велиара с Христом. И дали этому окаянному в помощь литовские войска, и дерзнул бесстыдно прийти в пределы Московского государства, в грады Северские, назвав себя царем Димитрием. Жители же той стороны соблазнились суетной мыслью, и обезумели умом, и малодушием перевязались, и как истинного царя приняли его, и подняли меч против братьев своих, христовых воинов. И, как реки, пролилась с обеих сторон христианская кровь, — грехов ради наших разлился Божий превеликий гнев, его же праведным судам сопротивление невозможно, вот и попустил этому окаянному царствовать в великой России. Когда же принял скипетр и царский престол, многие из жителей царствующего града и окрестных городов и сел безошибочно узнали в нем врага креста Христова расстригу Гришку Отрепьева, а не царевича Димитрия, однако, страшась бесчисленных смертоносных пыток, не смели разоблачить его, но тайно о нем в уши христиан нашептывали.
Тот же окаянный каких только бед и Злобы не обрушил на Великую Россию! Святителей, над отцами начальствующих, свергнул, многих пастырей и наставников от паствы отлучил, много крови христианской пролил и, не насытившись таким бесовским ядом, взял себе в жены лютеранской веры девку Маринку. И, не устыдившись нимало и не убоявшись бессмертного Бога, ввел ее, некрещеную, в соборную апостольскую церковь Пресвятой Богородицы и венчал ее царским венцом. И хотел после этого разорить православную христианскую веру и святые церкви, завести костелы латинские и установить лютеранскую веру.
Премилостивый же наш Триединый Бог не до конца позволил этому врагу изливать всезлобный яд и вскоре расстроил бесовские его козни. И душа его мучительно исторглась из него, и позорную смерть принял от рук правоверных.
Хронограф 1617 г. «О расстриге»
Был некто из жителей — поселян Галичской области, сын боярский из людей служивых, по имени Григорий, а по прозванью Отрепьев. Он намеревался сначала стать монахом и дослужился до чина дьяконского. И потом предстал перед ним темномудрый дух и заронил некими бесовскими чарами в сердце его крамольный замысел — назваться отраслью корня царского, царевичем Дмитрием Ивановичем Угличским. И под таким именем ложным отправился он сначала в Литву и там, благодаря хитрому уму своему, всех обманул. И потом простодушных людей русских прельстил и царя московского Бориса сверг и царство у него отнял. Ушел же из Москвы в землю Польскую или Литовскую под видом пилигрима, то есть калики, и там сбросил с себя монашескую рясу и дьяконский сан свой попрал. И научился языку польскому, и гаданию цыганскому, и всякому чародейству бесовскому. И потом притворился, будто бы смертельно болен, и призвал к себе попа латинского вероисповедания, сделав вид, что хочет исповедоваться. И тогда сказал ему так: «Отец! Если, — сказал, — суждено будет мне здесь умереть, в земле вашей, прошу тебя, похорони меня по-царски, ибо я сын московского царя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца».
Услышав это, латинянин поведал обо всем знатному пану Юрию Сардаминскому. Тот же — Сигизмунду, королю польскому. И приняли все это за правду. И поэтому пан заботился о нем со всей сердечностью и пообещал ему в жены дочь свою, именем Марину, когда будет он на престоле Московского государства. И передал ему немало сокровищ, чтобы было чем платить ратникам и можно было бы двинуться на Московское государство. И так Отрепьев, собрав множество людей польских и литовских, пришел в Киев и захватил города пограничные: Чернигов и Путивль и Стародуб. И овладел областью Московской земли, именуемой Сиверою, и обманул многих людей русских. Многие же и из Москвы, и дворяне, и бояре, и всяких чинов, вздыхали о нем, ибо думали, что он и есть тот, за кого себя выдавал. Царь же Борис, услышав об этой великой беде и увидев происходящее, пришел в немалый ужас и опечалился, ибо уразумел, что фиал гнева и ярости Господней излился на него. И поэтому весьма закручинился, а потом разболелся и умер.
В 7112-м (1604) году государь царь и великий князь Борис Федорович, всея Руси самодержец, преставился 13 мая, постригшись под именем Боголепа. Был он на престоле Московского государева 7 лет и 6 месяцев, а всего прожил 53 года. И после него сел на престол Московского государства сын его Федор Борисович.