Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

У р о к и 31—32. КУЛЬТУРА И БЫТ КОНЦА XV—XVI в.

 

Цели уроков: 

характеристика влияния образования единого государства на развитие культуры конца XV—XVI в.;


анализ исторических событий, нашедших свое отражение в народном фольклоре; определение сущности научных знаний конца XV—XVI в.;

оценка изменений в культуре и быте изучаемого периода.

      Основные даты и события
      1475—1479 гг. — сооружение Успенского собора в Московском Кремле.
      14841489 гг. — строительство Благовещенского собора в Московском Кремле.
      15051508 гг. — строительство Архангельского собора в Московском Кремле.
    1555—1560 гг. — строительство Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве.
      1563 г. — основана первая русская типография в Москве.
      1585—1593 гг. — строительство стен Белого города в Москве.
      1586 г. — отлита Царь-пушка.

      Термины и понятия уроков
      Барокко (от итал. barocco, букв. — «причудливый, вычурный») — стиль, преобладавший в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в.; наиболее монументально и мощно представлен в архитектуре и изобразительном искусстве.
      Великие Четьи Минеи — собрание патериков, житий святых, сочинений церковных писателей, кормчих книг, актов, грамот и др. Составлены в 30—40-е гг. XVI в. в Москве под руководством митрополита Макария.
      Домострой — памятник русской литературы XVI в., свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. Составлен при участии священника Сильвестра.
      Иосифляне — религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV — начале XVI в. Идеолог — Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение.
      Нестяжатели — религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV — начале XVI в. Проповедовали аскетизм, уход от мира. Выдвигали требование отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Осуждены на церковных соборах 1503 и 1531 гг.
      «Степенная книга» — систематическое изложение русской истории от Владимира I Святославича до Ивана IV включительно по материалам летописей, хронографов, родословных книг и др. Составлена в 1560—1563 гг. духовником царя Ивана IV Васильевича Андреем (позднее — митрополит Афанасий).
      Часослов — православная богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия богослужений дневного суточного крута.

      Персоналии
      Башкин Матвей — русский вольнодумец середины XVI в., дьяк. Выступил против официальной церкви, иконопочитания, а также холопства. После осуждения церковным собором 1553 г. как еретика был заточен в Волоколамский монастырь.
      Дионисий (ок. 1440—1503/05 гг.) — русский художник. Ознаменовал своим творчеством последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева, совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III.
      Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439/40—1515 гг.) — основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской ересью и нестяжателями. Автор «Просветителя», многих посланий и др. Канонизирован Русской православной церковью.
      Конь Федор Савельевич — русский зодчий второй половины XVI в. Строитель стен и башен Белого города в Москве (1585—1593 гг.) и мощных крепостных стен Смоленска (1595—1602 гг.).
      Нил Сорский (Николай Майков) (ок. 1433—1508 г.) — основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов. Канонизирован Русской православной церковью.
      Чохов Андрей (?—1629 г.) — русский литейщик, пушечный и колокольный мастер. В 1586 г. отлил Царь-пушку.

      Оборудование уроков: видеофильм «Архитектура. Россия XII—XIX вв.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

      Вариант 1. Прослушивание и обсуждение заранее подготовленных докладов учащихся.

Темы докладов:

      1. Домашний быт русских царей.
      2. Мода и нравы в России XVI в.
      3. Начало книгопечатания в России.
      4. Развитие русской живописи в XVI в.
      5. Общественно-политическая мысль в России XVI в.
      6. Русское зодчество в XVI в.
      7. Устное народное творчество в XVI в.
      8. Брак и семья в России в XVI в.
      9. Развитие научных знаний в XVI в.
      10. Светское и духовное начало в русской культуре XVI в.

      В своем вводном слове учитель отмечает, что рубеж XV—XVI вв. был переломным периодом в историческом развитии русских земель. Три взаимосвязанных между собой явления характерны для этого времени: образование единого Российского государства, освобождение от монголо-татарского ига, завершение формирования великорусской народности.
      XVI век отмечен величайшими достижениями в различных сферах культуры, которые послужили основой для ее дальнейшего развития в XVII в., открывшем новый период в развитии русской культуры.
      Основная часть урока посвящена прослушиванию и анализу подготовленных учащимися докладов. Для анализа учитель может предложить школьникам задания по темам докладов. Например, для обобщения материалов докладов по темам «Брак и семья в России в XVI в.», «Светское и духовное начало в русской культуре XVI в.», «Мода и нравы в России XVI в.», «Общественно-политическая мысль в России XVI в.» можно предложить следующее задание: составьте и заполните таблицу «Изменения в образе жизни, обычаях и нравах русских людей в XVI в.».
      Завершая рассмотрение темы, целесообразно предложить учащимся ответить на вопрос 1 после § 29: если бы из истории России конца XV — начала XVI в. вам были известны только сведения о культуре и быте, то какие выводы о характере и уровне развития страны вы бы сделали и почему? Ответ на этот вопрос позволит еще раз акцентировать внимание учащихся на взаимосвязи культурных, социально-экономических и политических процессов в Русском государстве в изучаемый период.

      Вариант 2. Работа с текстом учебника и обсуждение следующих тем:
      1. Влияние образования единого государства на развитие культуры конца XV—XVI в.
      2. Отражение основных исторических событий изучаемого периода в фольклоре.
      3. Новое в культуре и быте изучаемого периода по сравнению с предшествующим периодом развития.
      4. Сущность научных знаний конца XV—XVI в.
      В результате работы учащиеся приходят к следующим выводам:
      1) культура в XVI в. развивалась в сложных и противоречивых условиях;
      2) этот период характеризуется величайшими достижениями в различных сферах культуры, которые послужили основой для ее дальнейшего развития в XVII в.;
      3) XVI в. отмечен началом книгопечатания;
      4) усиливается регламентация светской жизни со стороны церкви (Домострой);
      5) дальнейшее развитие получает зодчество (возникновение шатрового стиля);
      6) в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева (фрески Дионисия).
      Домашнее задание

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru