Цели урока:
раскрытие взаимосвязи внутренней и внешней политики на примере истории России периода правления Ивана IV; определение и сущность понятия «опричнина»; оценка итогов правления Ивана Грозного и Федора Ивановича.
Основные даты и события
1565—1572 гг. — опричнина.
1581 г. — введение «заповедных лет».
1584—1598 гг. — правление Федора Ивановича.
1589 г. — учреждение патриаршества в России.
1597 г. — введение «урочных лет».
Термины и понятия
«Заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний).
Земщина — основная часть территории Русского государства, не включенная в опричнину Иваном IV Грозным. Центр — Москва. Управлялась земской Боярской думой и приказами.
Опричнина — 1) в XIV—XV вв. — особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана IV Грозного в 1565—1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом. Центр — Александровская слобода; 3) система внутриполитических мер Ивана IV Грозного для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).
«Урочные лета» — срок сыска беглых крестьян.
Персоналии
Бельский Богдан Яковлевич (?—1611 г.) — фаворит Ивана Грозного, родственник Малюты Скуратова. Один из претендентов на русский престол в 1598 г., противник Бориса Годунова, сторонник Лжедмитрия I, пожалован в 1605 г. чином боярина.
Борис Годунов (1549/1552—1605 гг.) — русский царь с 1598 г. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство, усилил закрепощение крестьян.
Малюта Скуратов (?—1573 г.) — прозвище думного дворянина Скуратова-Вельского Григория Лукьяновича, приближенного Ивана IV Грозного, главы опричного террора. Скуратов был участником убийства князя Владимира Старицкого, митрополита Филиппа и др. В 1570 г. руководил казнями в новгородском походе. Погиб в бою в Ливонии.
Федор Иванович (1557—1598 гг.) — последний русский царь из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV. Будучи неспособен к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.
Феодосий Косой — еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 г. распространял «Новое учение». Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 г. был привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву.
Филипп (Колычев Федор Степанович) (1507—1569 гг.) — русский митрополит с 1566 г. Публично выступил против опричных казней Ивана IV Грозного. Низложен в 1568 г. Задушен по приказу царя.
Оборудование урока: карта «Россия в XVI в.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
Вариант 1. Этот урок целесообразно провести в форме семинарского занятия, дискуссионного клуба или «круглого стола».
Темы для обсуждения:
1. Россия и Западная Европа в XVI в.: общее и особенное.
2. Эволюция власти великого князя.
3. Альтернативы реформирования страны: Избранная рада или опричнина.
4. Опричнина: причины, цели, характер, итоги.
5. Кризис власти конца XVI в.: предпосылки, сущность, последствия.
Для проведения дискуссионного клуба можно предложить учащимся тему «Опричнина: объективные и субъективные предпосылки, сущность, последствия».
Вариант 2. Лекция с элементами эвристической беседы.
План изучения нового материала: 1. Опричнина Ивана Грозного. 2. Итоги опричнины. 3. Последние годы правления Ивана Грозного. Федор Иванович.
В начале урока учитель просит учащихся вспомнить об общей тенденции развития Русского государства в XVI в., которая заключалась в стремлении Ивана IV к установлению самодержавия, ограничению экономического и политического могущества боярства и церкви. Опала на деятелей Избранной рады, разногласия среди правящих лиц по вопросу о войне с Ливонией послужили для мнительного царя толчком к новым расправам.
Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV средневековыми средствами стремился ликвидировать остатки раздробленности.
1. Содержание опричнины может быть проработано учащимися заранее дома. В этом случае им предлагается опережающее задание: подготовить таблицу «Опричнина Ивана Грозного» или план-конспект по этой теме с обязательным выделением причин, методов и результатов опричной политики.
Работу на уроке учитель организует в форме анализа и обсуждения представленных работ учащихся. Анализируя выступления школьников, учитель подводит их к выводу о том, что опричнина предполагала разделение территории страны на собственно опричнину и земщину с установлением деления центрального управления соответственно на опричное и земское.
В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.
Опричный террор приобрел невиданные по своим масштабам размеры: в Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп, осудивший опричный беспредел, в Москве отравлены двоюродный брат царя князь Владимир Старицкий, его жена и дочь, убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая в Горицком монастыре на Белом озере. В декабре 1569 г. был предпринят поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви. 25 июня 1570 г. в Москве прошли особенно жестокие казни (около 200 человек было казнено в этот день).
Далее можно предложить учащимся работу с материалами летописи об учреждении опричнины.
«Учреждение опричнины в 1565 г.»
(по Никоновской летописи)
Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю [3 декабря 1564 г., в воскресенье], царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми <...> поехал с Москвы в село в Коломенское.
...А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Афонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии.
...и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, Бог наставит.
К гостем же их купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту пронести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет.
...Также и госта и купцы и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал, наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят.
...Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной...
...А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов, и поместья им подавал в тех городех с одново, которые городы поймал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавати земли велел в то место в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно...
Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских...
Вопросы и задания к документу: 1. Перечислите основные мероприятия, которыми сопровождалось учреждение опричнины. 2. Что представляла собой опричнина как особая территория, какие регионы вошли в ее состав, по какому принципу она формировалась?
2. Учитель предлагает учащимся обсудить вопрос об оценке характера опричнины в исторической литературе. Ученикам может быть предложена таблица, содержащая историографический анализ по данному вопросу.
Период |
Характеристика опричнины |
До 1917 г. |
Опричнина — система политических мер по укреплению государства, борьба с заговорами своевольных бояр (Н. М. Карамзин). |
30—40-е гг. XX в. |
Опричнина — борьба прогрессивного дворянства с реакционным боярством. Цель борьбы — укрепление централизованного государства (П. А. Садиков) |
60—80-е гг. XX в. |
Цель опричнины — ликвидация феодальной раздробленности (Старицкий удел, сепаратизм Новгорода, претензии церкви на самостоятельность). Сама опричнина — деспотизм и насилие (А. А. Зимин). |
Анализируя высказывания историков, учащиеся приходят к выводу о неоднозначности оценок опричнины в исторической литературе, а также наличии дискуссии об этом периоде русской истории среди крупнейших ученых.
3. Рассказывая о последних годах царствования Ивана Грозного, учитель обращает особое внимание на дальнейшее закрепощение крестьян. Третий этап выразился во введении в 1581 г. «заповедных лет». Будучи временной мерой, «заповедные лета» просуществовали вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.
Подводя итог урока, учитель предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод о социально-экономических и политических последствиях правления Ивана Грозного.
Домашнее задание: § 27; прочитать самостоятельно пункт «Правление Федора Ивановича», ответить на вопрос: какие причины повлияли на ход процесса закрепощения крестьян? Другим вариантом домашней работы может стать работа по выявлению сущности и причин несоответствия между реформаторской политикой Ивана Грозного, направленной на усиление государства, и плачевным состоянием страны к концу его правления.