Цели урока:
обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Русь в XI—XII вв.».
В начале урока в качестве небольшой разминки учащимся могут быть предложены тестовые задания, которые позволят проверить усвоенные ими знания.
1. Признаками раннефеодального государства являются:
а) значительная, но не абсолютная власть главы государства;
б) власть главы государства, основанная на военной силе;
в) значительное влияние церкви на власть;
г) власть главы государства не ограничена.
2. Соотнесите даты правления князей с их именами.
1) 912—945 гг. А) Ярослав Мудрый
2) 980—1015 гг. Б) Игорь
3) 1113—1125 гг. В) Владимир I Святой
4) 1019—1054 гг. Г) Владимир Мономах
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
3. Свободные крестьяне на Руси назывались:
а) смерды;
б) люди;
в) закупы;
г) холопы.
4. Глава исполнительной власти в Новгороде, следивший за исполнением решений веча и охранявший интересы города перед приглашаемыми князьями:
а) тиун;
б) тысяцкий;
в) посадник;
г) огнищанин.
5. Расставьте отрывки из летописи в хронологическом порядке.
А) «Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».
Б) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — Святой Богородицы Благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины».
В) «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом».
Г) «Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира».
Ответ: ___________
6. Соотнесите термин и его объяснение.
Термин |
Объяснение термина |
1) фреска |
А) Вид искусства, буквально означающий «сложенный из кусочков» |
2) летопись |
Б) Форма живописи, когда краски наносятся на мокрую штукатурку |
3) мозаика |
В) Запись событий по годам |
4) икона |
Г) Сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
7. Продолжите логический ряд понятий. Закуп, рядович, холоп, ___________
8. Что из перечисленного ниже является экономической предпосылкой раздробленности на Руси?
а) расцвет культуры;
б) хозяйственное обособление земель, стремление к независимости от Киева;
в) полиэтнический состав населения страны;
г) порядок престолонаследия.
9. Отметьте древнейший памятник русского права.
а) Правда Ярослава;
б) Закон Русский;
в) «Устав» Владимира Мономаха;
г) договор Олега с греками 911 г.
10. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлась:
а) смертная казнь;
б) каторга;
в) пожизненное заключение;
г) конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьей) в рабство.
11. Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Сложившееся на юго-восточной оконечности Европейского континента Древнерусское государство сыграло незначительную роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры международных связей, ее экономической эволюции, ее культуры. Киевская Русь являлась центром транзитных торговых путей, соединявших Западную и Центральную Европу с арабским Востоком и Византией. На положение Руси влияли в X—XII вв. Византия, Хазарский каганат, Болгарские государства на Волге и на Балканах, которые прикрывали Центральную и Западную Европу от кочевников — печенегов и половцев.
Дальнейшая работа может быть организована по вопросам и заданиям для итогового обобщения по главе II. Другим вариантом может быть групповая работа учащихся, в ходе которой они, опираясь на источники, приведенные в учебнике, готовят ответы на следующие задания:
Задание группе 1. Какую роль в Древней Руси играли города? Перечислите присущие им функции. Сравните их с функциями европейских городов.
Задание группе 2.Опираясь на известные вам источники, перечислите категории свободного и зависимого населения Древней Руси.
Задание группе 3. Охарактеризуйте дискуссии о начале политической раздробленности, ведущиеся в исторической литературе.
Основной вывод урока по результатам групповой работы учащихся может быть сформулирован следующим образом: в рамках Древнерусского государства завершился генезис феодализма и начался период развитых феодальных отношений (феодальная раздробленность). В то же время сохранялись пережитки раннефеодальных отношений (наличие широкого слоя лично свободных крестьян). Складывание феодальных отношений имело на Руси много особенностей, однако в целом укладывалось в рамки общеевропейского процесса, имея много сходного со странами Центральной и Северной Европы. Возникновение классового общества и государства, его христианизация поставили Древнюю Русь в конце XI—XII в. на один стадиальный уровень с соседними европейскими странами.