Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

У р о к 21. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «РУСЬ В XI—XII вв.»

 

Цели урока: 

обобщение и систематизация знаний учащихся в соответствии с целями изучения темы «Русь в XI—XII вв.».


      В начале урока в качестве небольшой разминки учащимся могут быть предложены тестовые задания, которые позволят проверить усвоенные ими знания.
      1. Признаками раннефеодального государства являются:
      а) значительная, но не абсолютная власть главы государства;
      б) власть главы государства, основанная на военной силе;
      в) значительное влияние церкви на власть;
      г) власть главы государства не ограничена.
      2. Соотнесите даты правления князей с их именами.
      1) 912—945 гг.         А) Ярослав Мудрый
      2) 980—1015 гг.       Б) Игорь
      3) 1113—1125 гг.     В) Владимир I Святой
      4) 1019—1054 гг.     Г) Владимир Мономах
      Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

      3. Свободные крестьяне на Руси назывались:
      а) смерды;
      б) люди;
      в) закупы;
      г) холопы.
      4. Глава исполнительной власти в Новгороде, следивший за исполнением решений веча и охранявший интересы города перед приглашаемыми князьями:
      а) тиун;
      б) тысяцкий;
      в) посадник;
      г) огнищанин.
      5. Расставьте отрывки из летописи в хронологическом порядке.
      А) «Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».
      Б) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — Святой Богородицы Благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины».
      В) «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом».
      Г) «Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира».
      Ответ: ___________
       
      6. Соотнесите термин и его объяснение.

Термин

Объяснение термина

1) фреска

А) Вид искусства, буквально означающий «сложенный из кусочков»

2) летопись

Б) Форма живописи, когда краски наносятся на мокрую штукатурку

3) мозаика

В) Запись событий по годам

4) икона

Г) Сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории

      Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

      7. Продолжите логический ряд понятий. Закуп, рядович, холоп, ___________
      8. Что из перечисленного ниже является экономической предпосылкой раздробленности на Руси?
      а) расцвет культуры;
      б) хозяйственное обособление земель, стремление к независимости от Киева;
      в) полиэтнический состав населения страны;
      г) порядок престолонаследия.
      9. Отметьте древнейший памятник русского права.
      а) Правда Ярослава;
      б) Закон Русский;
      в) «Устав» Владимира Мономаха;
      г) договор Олега с греками 911 г.
      10. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлась:
      а) смертная казнь;
      б) каторга;
      в) пожизненное заключение;
      г) конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьей) в рабство.
      11. Найдите и исправьте ошибки в тексте.
      Сложившееся на юго-восточной оконечности Европейского континента Древнерусское государство сыграло незначительную роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры международных связей, ее экономической эволюции, ее культуры. Киевская Русь являлась центром транзитных торговых путей, соединявших Западную и Центральную Европу с арабским Востоком и Византией. На положение Руси влияли в X—XII вв. Византия, Хазарский каганат, Болгарские государства на Волге и на Балканах, которые прикрывали Центральную и Западную Европу от кочевников — печенегов и половцев.

      Дальнейшая работа может быть организована по вопросам и заданиям для итогового обобщения по главе II. Другим вариантом может быть групповая работа учащихся, в ходе которой они, опираясь на источники, приведенные в учебнике, готовят ответы на следующие задания:
      Задание группе 1. Какую роль в Древней Руси играли города? Перечислите присущие им функции. Сравните их с функциями европейских городов.
      Задание группе 2.Опираясь на известные вам источники, перечислите категории свободного и зависимого населения Древней Руси.
      Задание группе 3. Охарактеризуйте дискуссии о начале политической раздробленности, ведущиеся в исторической литературе.
      Основной вывод урока по результатам групповой работы учащихся может быть сформулирован следующим образом: в рамках Древнерусского государства завершился генезис феодализма и начался период развитых феодальных отношений (феодальная раздробленность). В то же время сохранялись пережитки раннефеодальных отношений (наличие широкого слоя лично свободных крестьян). Складывание феодальных отношений имело на Руси много особенностей, однако в целом укладывалось в рамки общеевропейского процесса, имея много сходного со странами Центральной и Северной Европы. Возникновение классового общества и государства, его христианизация поставили Древнюю Русь в конце XI—XII в. на один стадиальный уровень с соседними европейскими странами.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru