Цели урока:
анализ причин, сущности и результатов первой и второй усобицы на Руси; характеристика особенностей развития Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого;
сравнительная характеристика личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого.
Основные даты и события
1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.
1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.
1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.
1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.
Термины и понятия урока
Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.
Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.
«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.
Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.
Персоналии
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.
Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).
Оборудование урока: карта «Киевская Русь», доступ в Интернет (по возможности), CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
План изучения нового материала: 1. Вторая усобица на Руси. 2. Борьба Ярослава Мудрого за власть. 3. Ярослав Мудрый во главе Руси. 4. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Изучение темы целесообразно начать с беседы об отношении к власти великого князя в Древней Руси и договорному началу в отношениях между князьями.
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины. Наследование власти тесно переплеталось с избранием. Власть князя еще сильно зависела от общины, которая призывала и изгоняла князя, формировала ополчение для отпора внешним врагам.
1. Переходя к основной части урока, учащимся можно предложить поразмышлять над следующими вопросами: 1. Чем характеризовался политический строй древнерусских княжеств? 2. Какие основания для занятия престола, на ваш взгляд, являлись решающими? 3. Почему смерть сильного и волевого правителя обычно способствовала началу усобиц? 4. Какой князь пришел к власти также в результате усобицы? 5. Как вы думаете, мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
Для ответов на поставленные вопросы учащиеся могут опираться на следующие высказывания историков.
В. О. Ключевский:
«Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права...»
А. Е. Пресняков:
«Старое семейное право покоилось на нераздельности житья владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти, господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей.
И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, «быть, владея, единому в Руси»».
С. М. Соловьев:
«Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским. Основанием старшинства было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред племянниками, старший брат — пред младшими, тесть — пред зятем, муж старшей сестры — пред младшими шурьями, старший шурин — пред младшими зятьями; и хотя во время господства родовых отношений между князьями встречаем борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянники при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны были, исключая только одного случая, уступать правам дядей самых младших».
Р. Г. Скрынников:
«Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород). При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды».
В ходе беседы учащиеся приходят к выводам о том, что власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу также пришлось столкнуться с подобными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев. Следствием этого, возможно, и явилось введение нового порядка наследования — «лествичного».
Вопрос о смерти Бориса и Глеба лучше всего рассматривать, опираясь на материал учебника, предложив учащимся самостоятельно ответить на вопрос 1 в конце § 9.
Подводя итоги изучения этой подтемы, можно обратить внимание учащихся на вопрос 2, приведенный после параграфа. Работа над этим вопросом позволит им структурировать причины усобиц в Древнерусском государстве, начавшихся в X—XI вв.:
1) «лествичный» порядок престолонаследия;
2) огромная территория;
3) различный уровень развития частей Древнерусского государства;
4) многонациональный состав государства.
2. Данный вопрос учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника. Итогом этой работы должен быть ответ на вопрос 3 после § 9 или заполнение таблицы.
Борьба Ярослава Мудрого за власть
Этап междоусобной |
Хронологические рамки этапа |
Содержание этапа |
I этап |
1015—1019 гг. |
Борьба со Святополком Окаянным |
II этап |
1019—1026 гг. |
Борьба с Мстиславом Тмутараканским |
3. Рассмотрение третьего вопроса темы предполагает составление исторической характеристики Ярослава Мудрого. Для этого учащиеся могут воспользоваться следующим планом:
1) даты начала и окончания правления;
2) происхождение, семья;
3) утверждение у власти;
4) внутренняя политика;
5) внешняя политика;
6) вклад в развитие Древнерусского государства.
Особое внимание учитель должен уделить анализу писаного свода законов — Русской Правды. Это целый комплекс юридических документов XI—XII вв., отразивший сложность социальной жизни в Киевской Руси и позволяющий проследить ее постепенное изменение. Так как работу с текстом документа целесообразно организовать на следующем занятии, при рассмотрении этого вопроса лучше дать комплексную характеристику самого источника и предложить учащимся ответить на вопросы 5—7 после параграфа.
По свидетельству М. Н. Тихомирова, «Русская Правда — древнейший памятник славянского права. Во всех... своих редакциях и списках... это документ большого исторического значения. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV—XVI вв.».
4. Изучение внешней политики Ярослава Мудрого можно провести по традиционной схеме: выделить основные цели и задачи, стоявшие перед государством во второй четверти XI в., и основные направления и итоги внешней политики. Выводы учащихся могут быть оформлены в виде следующей таблицы.
Внешняя политика Ярослава Мудрого
Основные направления |
Цели и задачи |
Основные события |
Итоги |
Борьба с кочевниками |
Защита южных рубежей Руси от набегов кочевников |
1016 г. — Святополк нанял печенегов для борьбы против Ярослава. |
Устранение угрозы со стороны печенегов. Однако им на смену пришли половцы |
Отношения с Польшей |
Стабилизация западных границ Руси |
1026 г. — Ярослав совершил поход на Польшу и вернул Перемышльский район, находившийся в составе Польши после вмешательства Болеслава в русские распри в 1018 г. |
Укрепление власти великого князя и стабилизация западных границ |
Отношения с Германией |
Сближение Руси и Германии |
1024 г. — Германия вместе с Русью способствовала восстановлению польского государства. |
Династический брак укрепил союз Германии и Руси |
Отношения с Венгрией |
Укрепление международного положения |
Династический брак короля Венгрии Андрея I и третьей дочери Ярослава Мудрого — Анастасии. |
Династический брак укрепил союз Венгрии и Руси |
Отношения с Византией |
Сохранение |
1042 г. — приход к власти в Византии Константина XI Мономаха положил начало ухудшению отношений с Русью. |
Укрепления отношений не произошло. Смерть Ярослава Мудрого положила конец единой государственной политике Руси по отношению к Византии |
Подводя итоги урока, учитель может предложить учащимся провести сравнительный исторический анализ личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого по следующему плану:
1) основные направления деятельности;
2) особенности правления (меры по укреплению власти князя; вклад в развитие русской культуры; укрепление международных связей);
3) итоги правления.
Учащиеся могут использовать фрагменты из источников.
«Повесть временных лет» (1113 г.)
(Извлечение)
В год 6545. Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах... И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться...
Ярослав же, как мы сказали, любил книги и много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалование, веля им учить людей...
Данный анализ позволит учащимся сделать общий вывод о развитии Руси в изучаемый период.
Домашнее задание: § 9, ответы на вопросы после параграфа или подготовка тезисов ответа по теме: «Русь Ярослава Мудрого — европейская держава».