Цели урока:
определение места предков славян среди индоевропейцев; выявление факторов, существенно повлиявших на судьбы восточных славян.
Термины и понятия урока
Анты — название объединения славянских племен у византийских и готских авторов VI — начала VII в. Жили преимущественно между Днестром и Днепром. Основное занятие — земледелие. Общественный строй — военная демократия. Воевали с готами, Византией, аварами.
Боспорское царство — в Северном Причерноморье в V в. до н. э. — IV в. н. э. Столица — г. Пантикапей (современный г. Керчь). Объединяло греческие города-колонии (Феодосия, Фанагория, Горгиппия и др.). Правители: Археанактиды (480—438 гг. до н. э.), Спартокиды (до 107 г. до н. э.). С конца II в. до н. э. — часть Понтийского царства, затем — вассал Рима. Уничтожено гуннами.
Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII вв. германцев, славян, сарматских и других племен на территории Римской империи. Великое переселение народов способствовало крушению Римской империи.
Активное перемещение племен началось с 370-х гг., когда из Приуралья двумя потоками двинулись гунны: с одной стороны по восточноевропейским степям и северному побережью Черного моря в Европу, с другой — через Кавказ, Грузию и Армению в Сирию. Около 370 г. гунны перешли Волгу и вместе с покоренными аланами обрушились на готов, которые жили в Северном Причерноморье.
Венеды (венеты, венды) — древнейшее наименование славянских племен, вероятно, относящееся к их западной ветви. Название встречается с I в. По свидетельствам некоторых античных авторов, ареал обитания венедов охватывал Вислу и побережье Балтийского моря. Плиний Старший, Тацит с некоторыми колебаниями причисляли венедов к сарматам, Иордан отнес их к славянам. Часть венедов на рубеже VII—VIII вв., по-видимому, переселилась восточнее Вислы и влилась в состав восточных славян. Слова wenden, winden употреблялись в Средние века немцами для обозначения славян, а в финском языке и в настоящее время venaja означает «русский».
Индоевропейская языковая семья — одна из наиболее крупных языковых семей, в которую входят языковые группы: романская (французы, итальянцы, испанцы, португальцы, молдаване, румыны и др.); германская (немцы, англичане, скандинавы и др.) и славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты и др.).
Сарматы — объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В VI—IV вв. до н. э. жили на территории от реки Тобол до реки Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В IV в. разгромлены гуннами.
Скифы — древние племена в Северном Причерноморье (VII в. до н. э. — III в. н. э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Основные занятия — земледелие, скотоводство, обработка металлов, торговля с античными городами Северного Причерноморья. К IV в. до н. э. создали государство. После разгрома готами скифы растворились среди других племен.
Склавины — готский историк VI в. Иордан представлял эти славянские племена как наиболее отсталые, сообщая, что вместо городов у них болота и леса. Жили склавины, по мнению античных авторов, на территории между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы.
Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX—X вв.»: изображения археологических находок, сделанных на территории Европы; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
План изучения нового материала: 1. Разложение родоплеменных отношений. 2. Формирование народов. 3. Индоевропейцы: прародина, основные занятия, ареал расселения. Место предков славян среди индоевропейцев. 4. Дискуссии о прародине славян. 5. Великое переселение народов и Восточная Европа.
Урок проводится в форме лекции с элементами беседы. Во вводном слове учитель сообщает учащимся, что предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян, в результате своего культурного сближения дали славянство.
1. Далее учитель обращает внимание учащихся на результаты неолитической революции, экономические и социальные процессы, которые приводят к появлению государства.
Быстро развиваются ремесла, призванные удовлетворить растущие потребности, главным образом в предметах производственной деятельности и вещах (одежда, кухонная утварь, предметы культа). Особым занятием стало изготовление оружия.
Главным следствием неолитической революции явился рост богатства, благодаря занятиям земледелием и скотоводством. Приручение скота и его размножение в домашних условиях стало новым источником богатства, который, не требуя коллективных усилий, способствовал накоплению имущества. В целом производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения.
2. Рассматривая проблемы этногенеза (формирования народов), учитель обращает внимание на то, что в современной этнографической литературе нет единого мнения по вопросу о начале этого процесса у каких бы то ни было народов, но все исследователи связывают момент завершения процесса формирования с моментом возникновения самоназвания.
Для более полного освещения процесса этногенеза ученые-этнографы используют данные археологических, лингвистических, антропологических, а также письменных памятников. Причем для выявления этнических корней особую роль играют именно археологические, лингвистические и антропологические данные. Напротив, анализ письменных источников позволяет установить, когда и при каких обстоятельствах завершается процесс формирования особого, этнического самосознания данного народа. В тех случаях, когда исследователь располагает достаточным количеством датированных письменных свидетельств, решающий этап этногенеза может быть прослежен им с максимальной степенью достоверности.
Далее учащимся может быть предложено выполнить задание 2 после § 2: назовите основные группы населения Евразии, формировавшиеся в период неолита. Определите географические районы раннего развития этих групп.
3. На вопросе о прародине, основных занятиях, ареале расселения индоевропейцев учитель делает особый акцент, так как предками многих народов нашей страны были именно эти племена.
Вопрос о прародине индоевропейцев сложен и сегодня вызывает много споров. Ниже перечислены некоторые точки зрения по этому вопросу:
— балкано-дунайская;
— южнорусская (междуречье Днепра и Дона, включая Крымский полуостров);
— волжско-енисейская (включая северный Прикаспий, Арал и северный Балхаш);
— восточно-анатолийская;
— центрально-европейская (бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику).
Среди представленных точек зрения наиболее обоснованной считается восточно-анатолийская. Ее обоснованию была посвящена фундаментальная монография Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова «Индоевропейский язык и индоевропейцы».
Существуют также гипотезы, объединяющие сразу несколько прародин индоевропейцев, причем каждая из них рассматривается как регион, с которым связан определенный этап в развитии индоевропейского сообщества.
Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. Земля обрабатывалась с помощью упряжных пахотных орудий (рала, сохи). В то же время, видимо, было уже известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы. Животноводство обеспечивало индоевропейцев продуктами — молоком, мясом, а также сырьем — кожами, шкурами, шерстью и т. д.
На рубеже IV—III тыс. до н. э. жизнь индоевропейских племен изменилась. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность — более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стада потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, благодаря которым могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.
С начала III тыс. до н. э. колонизация новых территорий стала нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов — иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен, прежде составлявших праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.
Подводя итог этой части лекции, учителю целесообразно предложить учащимся работу над вопросами и заданиями 3—5 после параграфа. При рассмотрении вопросов 3 и 5 учащимся может быть предложено составить схему расселения индоевропейских племен и их взаимодействия с другими народами.
4. Обычно первым упоминанием славян в письменных источниках считается текст «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Старшего (24—79 гг.). В нем говорится о некоем племени венедов, обитающем рядом с сарматами, скирами и хиррами: «Некоторые передают, что она (Эрингия — мифический остров или полуостров, который комментаторы отождествляют с Висло-Одерским междуречьем) населена вплоть до реки Вистулы сарматами, венедами, скирами и хиррами, что залив называется Килипен и остров в его устье — Латрис, затем другой залив, Ланг, пограничный кимбрам».
Однако отождествить их со славянами, как доказал А. А. Шахматов и другие исследователи, нельзя.
Первые бесспорные сообщения о славянах как о самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана. Он дважды упоминал славян:
1) В этой Скифии первым с запада пребывает народ гепидов, который окружен великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия [совр. Тиса], с юга же [его] отсекает сам великий Данувий, с востока — Флутавсий, который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их [в реках] окружении лежит Дакия, укрепленная [расположенными] наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами. Славяне живут от города Новиетуна [принято считать, что он располагался на правом берегу Дуная] и озера, которое называется Мурсианским [?], вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов.
2) После избиения херулов (германские племена, потерпевшие в 512 г. поражение от гепидов и лангобардов и ушедшие из Среднего Подунавья на свою историческую родину в Ютландию) Херманарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их [плохого] вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное [хорошо] вооруженное войско. Они же... произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика.
Согласно Иордану, к племенам венетов, названия которых менялись «в зависимости от различных родов и мест обитания», относились народы, которых он именовал славянами и антами. Территорию славянского расселения историк ограничивал низовьями Дуная, Днестром и верховьями Вислы.
Приблизительно к этому же времени относятся и первые (пока еще легендарные) сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей:
По мнозех же времянех [после «размещения языков»] сели суть Словении по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска. Ии от тех словен раидошася по земле и прозашася имены своими, где седше на котором месте. Яко пришедше седоша на реце имянем Марава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. Аа се ти же словене: хорвате белии и серебь и хорутане. Волхом во нашедшем на словени ина дунайския, и седшем в них и нисилящем им, словене же оби прешедше седоша на Висле, и прозвашася ляхове, а от тех ляхов прозвашася поляне, ляхове друзии лутичи, ини мозовшане, ини поморяне.
Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи; инии седоша на Двине и нарекошася полочане, речки ради, яже втечеть в Двину, имянем Полота, от сея прозвашася полочане. Словени же седоша около езера Илмеря, и прозвашася своим имянем, и сделаша град и нарекоша и Новъгород. А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле и нарекошося север. И тако разидеся словеньский язык...
Дискуссии о времени появления собственно славянских племен тесно связаны с проблемой прародины славян. Существующие сегодня точки зрения по этому вопросу приведены в таблице.
5. Рассматривая вопросы о греческом влиянии на формирующийся этнос и Великом переселении народов, учителю важно еще раз остановиться на вопросе о том, что славяне в целом и восточные в частности не представляли собой однородную группу. Формирование собственно славянского этноса происходило под влиянием многих народов.
В ходе беседы учитель предлагает учащимся выполнить следующие задания, опираясь на материал параграфа: 1) Определите степень влияния на жизнь славян их соседство с кочевыми племенами. 2) Подберите факты, свидетельствующие о связях древнегреческих колоний в Северном Причерноморье и праславян. 3) На контурной карте, предложенной учителем, обозначьте места расселения соседних со славянами племен. 4) Дайте определение понятия «Великое переселение народов». Перечислите причины, вызвавшие это историческое явление.
Подводя итог урока, учитель отмечает, что предыстория восточных славян таит в себе множество загадок. В первую очередь дискуссионной остается проблема появления их на территории Восточной Европы. Несомненным является тот факт, что продвижение славянских племен на восток и юг было составной частью Великого переселения народов.
Домашнее задание: § 2—3, составить схему расселения племен в ходе Великого переселения народов.
Теории этногенеза восточных славян
Миграционная теория |
Автохтонная |
Синтез |
Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. |
Славяне-автохтоны (коренное население) на территории Восточной Европы. Выделяются протославянский, праславянский и собственно славянский периоды. |
Славянские племена образовались в результате ассимиляции с племенами иранского и славяно-балтийского происхождения на берегах Балтийского моря и мигрировали оттуда на территорию Восточной Европы. |
2. Скифо-сарматская. Предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья мигрировали на запад и юго-запад. |
||
3. Прибалтийская. Первая прародина славян — бассейн Западной Двины и низовьев р. Неман, вторая — нижнее течение р. Вислы. После ухода готов из Причерноморья восточные и южные славяне двинулись туда и образовали племена южных и восточных славян. Автор — А. А. Шахматов |