Развитию наблюдательности, правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления способствует решение особых качественных задач.
Задача для 7 класса
Почемучка сидел в центре автобуса на сидении у окна, внимательно поглядывал то в окно, то на свое левое запястье и что-то считал на карманном калькуляторе.
Почемучка сидел на скамеечке в школьной библиотеке и почти шепотом читал понравившиеся ему стихи поэта Ю.Тувима какому-то первоклашке:
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Каждый раз, открывая водопроводный кран, первоклашки отпрыгивали от раковины, так как из крана вода с шумом и брызгами устремлялась вниз; было неприятно. Узнав об этом, Почемучка осмотрел кран, увидел, что его отверстие широкое, сбегал в кабинет химии, взял там узкую резиновую трубочку и надел на кран. Свое приспособление он назвал «укротитель воды».
Почемучка жаловался: «Вчера я съел подряд 3 мороженых, после этого так застыл, что даже ноги охладились, а потом через некоторое время мне стало жарко». «Чем объяснить происшедшее?» — допытывался он. Действительно, чем?
Держа за две нитки привязанные к ним расчески, Почемучка протянул их мне. Он лукаво улыбался. «Какая из этих расчесок наэлектризована, ответьте за минуту, — попросил он.— При этом помните: пользоваться никакими приборами и другими предметами нельзя».