1. В 1995 г. садовым товариществам «Родник» и «Росинка» был предоставлен земельный участок, расположенный в болотистой местности. Члены садовых товариществ вырыли несколько прудов, соединив их дренажными каналами, так что вода с садовых участков уходила в протекающую неподалеку речку. В 1997 г. «Росинка» возвела на своей территории дамбу, перекрыв сток воды с территории «Родника», заявив, что канал проходил по территории участка, принадлежащего ей на праве собственности, а потому она имела право возвести дамбу. «Родник» обратился в суд с требованием защитить свое право.
Как суд должен разрешить данное дело? Имела ли «Росинка» право возвести дамбу? Каковы границы права собственности?
Садовое товарищество «Росинка», возведя дамбу, преградило естественный сток воды с земельных участков садового товарищества «Родник». И хотя участок, на котором была возведена дамба, и принадлежал «Росинке» на праве собственности, данное садовое товарищество, осуществляя свое право собственности, нарушило права и законные интересы других лиц, в данном случае садового товарищества «Родник», поскольку его земельный участок превратился в болото и члены товарищества потеряли возможность заниматься садоводством. Поэтому возведение дамбы было неправомерным. Суд должен обязать «Росинку» снести дамбу и возместить садовому товариществу «Родник» убытки, связанные с гибелью садов.
Закон ограничивает право собственности. Границы права собственности заключаются в том, что собственник не может совершать в отношении своего имущества действия, противоречащие закону, иным нормативным актам, а также действия, нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).
2. Сидоров заключил с Петровым договор найма (аренды) легкового автомобиля. В соответствии с договором Петров на 30 лет получал во владение и пользование автомобиль ВАЗ-2106. При этом Сидоров выдал Петрову доверенность, в которой Петрову предоставлялось правомочие распорядиться автомобилем по своему усмотрению. Аналогичное положение содержалось и в договоре аренды. Кроме того, сторона, расторгнувшая договор в одностороннем порядке, должна нести ответственность в размере, превышающем стоимость автомобиля. Таким образом, Петров по договору приобрел правомочие владения, пользования и распоряжения автомобилем по своему усмотрению. Кто, на ваш взгляд, собственник автомобиля, явившегося предметом договора аренды, если учесть, что средний срок службы автомобиля около 15 лет?
В обычной ситуации договор аренды регулирует временную передачу правомочия владения и пользования имуществом от собственника к арендатору. Полномочия арендатора, таким образом, произ- водны от полномочий собственника, а собственник в свою очередь не утрачивает окончательно возможность владения и пользования, имеет шанс их восстановить. Поэтому в обычной ситуации при передаче имущества по договору имущественного найма (аренды) изменения фигуры собственника не происходит.
Однако описанная в задаче ситуация не является стандартной: из содержания обязательства следует, что стороны при заключении сделки в действительности имели в виду не договор аренды, а другую сделку. Во-первых, срок передачи автомобиля заведомо превышает срок его службы, т. е. фактически автомобиль передается навсегда. Во-вторых, «пользователь» также получает право распорядиться имуществом по своему усмотрению, что нехарактерно для обязательства имущественного найма. В-третьих, договором предусмотрена такая ответственность за расторжение договора, что восстановление правомочий «собственника» делается экономически невыгодным, т. е. фактически невозможным.
В данной и подобных ей ситуациях право придает юридическое значение фактическим целям сторон. Другими словами, суд при разрешении спора будет следовать не букве договора, а его истинному содержанию. Основанием для этого является ст. 170 ГК РФ, в соответствии с которой притворная сделка, т. е. такая сделка, которая совершена с целью прикрыть другую, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила. Поэтому договор, являющийся предметом рассмотрения, представляет собой договор купли-продажи, т. е. опосредует передачу имущества в собственность. В связи с этим суд будет применять к данному договору нормы о купле-продаже, т. е. признает, что Петров стал собственником автомобиля.