Художественное направление в западноевропейской живописи XVII в. Этим термином называют многочисленную группу как итальянских живописцев, так и мастеров других европейских школ, выступивших последователями реалистических принципов творчества Микеланджело да Караваджо (1573- 1610), но воспринявших в его искусстве прежде всего сюжетные бытовые мотивы (музицирование, игра в карты и кости и т. д.), интерес к простонародной натуре, композиционные принципы крупнофигурных жанровых и евангельских сцен, живописные приемы, основанные на принципе «погребного» освещения, создающего напряженность и резкость световых контрастов.
Наиболее полно эти особенности проявились в творчестве итальянского живописца Бартоломмео Манфреди, француза Валантена, фламандца Теодора Ромбаутса, голландских художников -так называемых утрехтских караваджистов - Дирка ван Бабюрена, Хендрика Тербрюгтена, Герритта ван Хонтхорста. Более творческое развитие принципы «караваджизма» получили у итальянских живописцев Джованни Баттиста Караччоло, Орацио Джентилески, Карло Сарачени, Орацио Борджанни, Джованни Серодине.
Караваджизм сыграл значительную роль в европейской живописи XVII в. и был своеобразным посредником между искусством Караваджо и других выдающихся европейских мастеров. Так, в творческом становлении Рембрандта немаловажное значение имело его знание работ утрехтских караваджистов. Влияние творчества караваджистов просматривается в ранних жанровых сценах («бодегонес» - это соединение натюрморта и бытового жанра) Диего Веласкеса. Испытал воздействие нидерландских караваджистов француз Жорж де Латур.