Древнерусская икона, воплощающая идею Бога, является одновременно святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту.
Цвет икон условен и декоративен. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную идею, в которой живопись искала идеал. На Руси искусство иконописи, изначально связанное с византийской традицией, достигло в XII - XVI вв. высочайшего художественного качества, стилевого и композиционного многообразия.
Лучшие достижения русской иконописи неразрывно связаны с именем Феофана Грека. Уроженец Византии, на Руси Феофан Грек нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дарования. Первой его работой у нас являются фрески знаменитой церкви Спаса в Новгороде, выполненные в 1378 г. Позднее художник расписывал соборы и дворцы Московского Кремля. Каждому из образов фресок Феофан дает глубоко индивидуальную, сложную, психологическую характеристику. Манера его письма резкая, стремительная, темпераментная. В работах Феофана ясно ощущается знание жизни, психологии человека, проницательный ум автора.
В одном из залов Государственной Третьяковской галереи в Москве находится произведение, которое принадлежит к величайшим творениям мирового искусства - икона «Троица». Созданная более пятисот лет назад, она захватывает современного зрителя благородством чувств, тонкой поэзией, одухотворенной красотой образов. Автор гениального произведения русский живописец Андрей Рублев.
Андрей Рублев смело отказался от господствовавшей в иконописной живописи условности и создал новые, полные гармонии глубоко человечные образы, в них - нежность и доброта, мужество и мудрость, кристальная душевная чистота.
Также крупнейшими мастерами русской иконописи являются Алимпий (г.р. неизвестен-1114) и Дионисий (ок. 1440-после 1502-03).